Уважаемый Евдокимов Сергей!
По прочтении рекомендованной Вами темы я составил некий дайджест Ваших высказываний, приводящийся ниже. Прежде чем я буду к ним придираться, прошу Вас посмотреть -- все ли я правильно понял?
С уважением, Алькор.
Дружба и все такое... (выдержки из постингов С. Евдокимова в теме "О крапивинских ценностях")
I. Дружба и не-дружба
И третья главная, как я считаю, тема - это конечно же дружба... Это действительно феномен, когда два человека, при всей индивидуалистической природе человека, воспринимают друг друга как одну неразрывную личность.
...инсинуации по поводу схожести любви с дружбой у Крапивина мне не нравятся. Для себя я понимаю что в основе дружбы лежит интеллектуальное начало, а в основе любви чувства, природа человека.
Два друга воспринимают себя как единое целое. Ни при каком сотрудничестве этого не бывает. И я же не говорю что интеллектом все ограничивается. Я говорю что он лежит в основе. А чувства они конечно тоже есть. Дружба же не между роботами.
В дополнение могу разве что сказать, что это были определения большой ДРУЖБЫ. Как и Крапивин постоянно говорит, что есть просто друзья, а есть ДРУГ, обычно, к сожалению один, но это и понятно исходя из определения. Ну а определение дружбы примерно наверно такое. Это люди, которым приятно друг с другом общаться, или что-то делать, но и, чтоб это были не просто хорошие знакомые, у друзей наверно еще, опять же, должно быть чувство причастности к чему-то общему. То есть без какого-то отождествления дружбы наверно все же нет. И у меня такая мысль возникла что, наверно ДРУЖБА, в основном, возможна только между детьми. Хотя, может я и не прав.
II. Дружба как неравенство
И здесь тоже есть тема для размышления, над которой я очень интенсивно бился в свое время, пытаясь как-то разрешить. Это - почему друзья всегда очень сильно отличаются по интеллектуальному уровню друг от друга и обычно на порядок? Всегда почему-то прослеживается очень сильная разница между друзьями. И родители очень часто не понимают почему их сын дружит с этим совсем отличным от него человеком.
Я не сколько удивлен самим фактом этого различия в друзьях. Почему бы ему и не быть? Меня больше занимает вопрос почему не встречается дружбы среди равных, или близких по этой самой одаренности. Именно этого я не наблюдаю. А раз так то из-за чего-то это должно получаться. И вы правильно говорили что два друга становятся сильнее. Но тогда получается что две незаурядные личности вместе могут обладать вообще какой-то неимоверной силой. А из истории как раз я не знаю каких-нибудь примеров такой тесной дружбы между незаурядными личностями.
Конечно, в любой дружбе может существовать что-то, что мешает дружить. Но между теми о ком я говорю. Скорей что-то непрeодoлимое, особенное, раз она не возможна.
Есть у меня некоторые теории, но что-то я не чуствую в них правильности, чего-то нехватает. Например, что незаурядный человек создает вокруг себя как бы психологическое пространство в котором он может комфортно жить, он знает что ожидать от жизни. Если же два незаурядных человека - друзья, то происходит накладывание их пространств из которых получается одно очень не стабильное. Но это какое-то уж совсем умозрительное объяснение. А почему тогда не может быть стабильного пространства для двух друзей одного порядка интеллектуальности? Вот потому и вынес этот вопрос на обсуждение. Может у кого есть мысли по этому поводу. Но у меня как-то нет сомнений по самому факту этого феномена.
Я не предлагаю моделировать дружбу. Я ее анализирую постфактумом, когда она уже есть. С тем чтоб понять что ей может мешать, в тех случаях когда друзья равны или близки по какому-то признаку, который я назвал как одаренность. Кстати я ждал этого вопроса, на счет не конкретности определения этого самого качества. Но видимо дотошных людей не нашлось и меня поняли правильно. На самом деле поставленная мной проблема достаточно фундаментальна и имеет выходы и на другие уровни. Скажем в истории и социологии она может звучать как почему наиболее стабильны элементы структуры общества с подчинением одного другому, по типу пирамиды. Ну и много других проявлений. Но они мне лично не так интересны как эта проблема. |
|