Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина
Лист_ _Темы
'Вредный писатель'
( Паруса нашего детства )
 
Предыдущий лист   2 Ноя 01 - 7 Ноя 01 Следующий лист  


_ добавить новое сообщение_

Отклик на
 Борис Механцев  7 Ноя 01 19:55  Cообщ. №10869   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  'Вредный писатель'
 Заголовок:  К сожалению,
она никогда не прекращалась.
 bob_meh@mailru.com |  


Отклик на Об относительности добра- еще ;)
 Дитё  7 Ноя 01 19:34  Cообщ. №10868   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  'Вредный писатель'
 Заголовок:  
Война будет...
  |  
 Отклики: [10869] К сожалению,;


Отклик на Про зло и добро
 Борис Механцев  7 Ноя 01 19:25  Cообщ. №10867   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  'Вредный писатель'
 Заголовок:  Об относительности добра- еще ;)
Привет, ребята!
>Ну вот если я возьму и просто так дам Холдену в пятак. Я же точно знаю, добро это для него или зло.

Правильно! Вы оба в этом убеждены. А к примеру посмотрите "повесть о Ходже Насреддине". Там главный персонаж начал свою деятельность с того, что спас утопающего. Оказалось- на беду почти всей Бухаре. Кстати, едва и не на свою беду. Долго ошибку исправлял. Насилу исправил. Вот вам и пример относительности добра и зла в хорошей литературе.

Но чаще встречаются ситуации, где грань между добром и злом куда тоньше. Или поступок почти нейтрален.

Договориться о добре и зле? Человечеству немало лет, оно этим постоянно занималось. Впрочем, почему бы и не продолжить, в самом деле?

Как у вас там с мерзавцами? Бьют? Поделом.
Ведьмы вас не пугают шабашем?
...
Потому, что добро остается добром-
В прошлом, будущем и настоящем.

Договаривайтесь, у кого- то должно получиться за эти тысячелетия!
 bob_meh@mailru.com |  
 Отклики: [10868] ;


Отклик на Колфилдам(продолжение)
 Колфилды  7 Ноя 01 19:53  Cообщ. №10866   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  'Вредный писатель'
 Заголовок:  Скауту
:-(
:-(
  |  


Отклик на О познании добра и зла
 Колфилды  7 Ноя 01 19:51  Cообщ. №10865   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  'Вредный писатель'
 Заголовок:  Про зло и добро
Добрый вечер, Eujenbel!

Ну вот если я возьму и просто так дам Холдену в пятак. Я же точно знаю, добро это для него или зло. Или если я сделал что-то для своих друзей. Я же тоже знаю сделал я для них добро или зло. А если я человека не знаю, я просто не должен навязывать ему свое добро, а сначала должен узнать его.

А вот если я президент и нажму кнопку и начну ядерную войну, то плохо точно будет всем. И ваххабитам тоже. То есть этот мой поступок точно Зло. Для всех. А раз Зло может быть одинаковым для всех, то значит, и о Добре можно договориться? Если захотеть.
  |  
 Отклики: [10867] Об относительности добра- еще ;); [10977] Всегда ли является злом ядерный удар?;


Отклик на Про зло и добро
 Eujenbel  7 Ноя 01 10:01  Cообщ. №10856   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  'Вредный писатель'
 Заголовок:  О познании добра и зла
Проблема не в том, дорогие Колфилды, что Зло старается прикинуться Добром. Проблема в том, как и относительно чего определяются эти понятия. Когда строится этическая система, в ней априорно задаются два полюса, относительно которых оцениваются все поступки людей. Для лучшего понимания эти полюса персонифицируются в виде бога и дьявола.
Но в чем смысл существования такой этической системы? Человеческие общности (общины, племена, целые народы) во все века подвергались угрозе уничтожения, они вынуждены были бороться за самосохранение и продолжение рода, при этом интересы всей общности нередко вступали в противоречие с интересами отдельных ее членов. Вот для того, чтобы эти самые члены действовали в интересах всей общности, и нужно было
вводить этическую систему координат. Но беда в том, что на Земле не
одна такая общность, и интересы различных общностей отнюдь не всегда совпадают. Поэтому все ранние этические системы страдали, так сказать,
некоторой односторонностью. Если я граблю и убиваю чужаков - это на благо моего народа, значит, это добро. Если меня и мой народ грабят и
убивают - это нам во вред, следовательно, это зло. Отсюда священные религиозные войны против неверных. Поди докажи ваххабитам, что взрывать мирных людей - это зло! С их точки зрения добро - это верить в Аллаха, взрываемые ими люди - неверные, все равно что собаки, посему уничтожать их во славу Аллаха - добро. И ведь они искренне в это верят, мы можем считать, что они обманываются, но сами они отнюдь так не считают!
Есть, кстати, у Крапивина такая книга "Оранжевый портрет с крапинками", где он обращается к этой проблеме: можно ли отпустить вражеского шпиона, если он еще ребенок? Главный герой книги, сам того же возраста, решает, что можно, что дети не воюют с детьми. В "Рыцарях 40 островов" Лукьяненко решает по-другому, но там у него зло определено изначально - Чужие! Ах, если бы всегда было так просто!
Тем же упрощением страдают и "Звездные войны", и романы Толкиена, и
"Хроники Нарнии" Льюиса. Казалось бы, можно создать другую систему этических координат, сейчас ее называют общечеловеческими ценностями:
"Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе" (Кант).
Значит ли это, что можно подходить к проблемам других общностей с
мерками, принятыми в твоей? Если исходить из того, что все люди
одинаковы, то получается, что можно.
Но вот приходилось ли вам читать "Обитаемый остров" Стругацких? Там главный герой, попав на чужую планету, решает, что правящий там режим, гипнотически воздействующий на сознание населения и подвергающий гонениям тех, кто гипнозу не поддается, - безусловное зло. В связи с этим он предпринимает усилия по свержению данного режима. И лишь в самом конце книги уже давно работающий на планете землянин объясняет ему, в какие беды он ввергает страну, которую решил облагодетельствовать. Такие же конфликты могут происходить и внутри отдельных общностей. Поборникам идеи универсальности добра и зла претит мысль, что люди разные, что то, что является благом для одного, будет злом для другого. Отсюда попытки насильно облагодетельствовать человечество, а когда то, что естественно, начинает сопротивляться, все сопротивляющиеся становятся в глазах такого благодетеля носителями зла, и он начинает борться уже против них. Известное дело: благими намерениями вымощена дорога в ад. Кстати,
про ад. Есть такой великий роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Действующий там дьявол, именуемый Воландом, вроде бы по идее должен творить зло, но вот является ли злом то, что он там делает? Холдену
читать этот роман, пожалуй, еще рановато, а вот Вы, Артем, прочитайте обязательно, если еще не читали.









 eujenbel@pol.ru |  Федерация трех планет
 Отклики: [10865] Про зло и добро; [16633] Прошу прощения... ; [16634] Прошу прощения... ;


Отклик на Про зло и добро
 Сергей  2 Ноя 01 19:44  Cообщ. №10763   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  'Вредный писатель'
 Заголовок:  !
>Лукьяненко обманывает и пытается доказать, что Добро это Зло.

Молодцы! :)
Именно! Лукьяненко пытается смешать Добро со Злом и из этой бурой жижи вылепить свое добро и зло. И что меня больше всего достает это, то что добро у него тупое, а зло типа умное, но порочное. То есть если будешь добрым, значит ты какой-то недоделаный, а если умным то порочный.

Короче из д..ма, д..мо и получается.
 into@mailru.com |  


Предыдущий лист   2 Ноя 01 - 7 Ноя 01 Следующий лист  

Перейти к сообщению
Поиск:
Искать только в текущем форуме   Справка  Детальный запрос

Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина