Проблема не в том, дорогие Колфилды, что Зло старается прикинуться Добром. Проблема в том, как и относительно чего определяются эти понятия. Когда строится этическая система, в ней априорно задаются два полюса, относительно которых оцениваются все поступки людей. Для лучшего понимания эти полюса персонифицируются в виде бога и дьявола. Но в чем смысл существования такой этической системы? Человеческие общности (общины, племена, целые народы) во все века подвергались угрозе уничтожения, они вынуждены были бороться за самосохранение и продолжение рода, при этом интересы всей общности нередко вступали в противоречие с интересами отдельных ее членов. Вот для того, чтобы эти самые члены действовали в интересах всей общности, и нужно было вводить этическую систему координат. Но беда в том, что на Земле не одна такая общность, и интересы различных общностей отнюдь не всегда совпадают. Поэтому все ранние этические системы страдали, так сказать, некоторой односторонностью. Если я граблю и убиваю чужаков - это на благо моего народа, значит, это добро. Если меня и мой народ грабят и убивают - это нам во вред, следовательно, это зло. Отсюда священные религиозные войны против неверных. Поди докажи ваххабитам, что взрывать мирных людей - это зло! С их точки зрения добро - это верить в Аллаха, взрываемые ими люди - неверные, все равно что собаки, посему уничтожать их во славу Аллаха - добро. И ведь они искренне в это верят, мы можем считать, что они обманываются, но сами они отнюдь так не считают! Есть, кстати, у Крапивина такая книга "Оранжевый портрет с крапинками", где он обращается к этой проблеме: можно ли отпустить вражеского шпиона, если он еще ребенок? Главный герой книги, сам того же возраста, решает, что можно, что дети не воюют с детьми. В "Рыцарях 40 островов" Лукьяненко решает по-другому, но там у него зло определено изначально - Чужие! Ах, если бы всегда было так просто! Тем же упрощением страдают и "Звездные войны", и романы Толкиена, и "Хроники Нарнии" Льюиса. Казалось бы, можно создать другую систему этических координат, сейчас ее называют общечеловеческими ценностями: "Не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе" (Кант). Значит ли это, что можно подходить к проблемам других общностей с мерками, принятыми в твоей? Если исходить из того, что все люди одинаковы, то получается, что можно. Но вот приходилось ли вам читать "Обитаемый остров" Стругацких? Там главный герой, попав на чужую планету, решает, что правящий там режим, гипнотически воздействующий на сознание населения и подвергающий гонениям тех, кто гипнозу не поддается, - безусловное зло. В связи с этим он предпринимает усилия по свержению данного режима. И лишь в самом конце книги уже давно работающий на планете землянин объясняет ему, в какие беды он ввергает страну, которую решил облагодетельствовать. Такие же конфликты могут происходить и внутри отдельных общностей. Поборникам идеи универсальности добра и зла претит мысль, что люди разные, что то, что является благом для одного, будет злом для другого. Отсюда попытки насильно облагодетельствовать человечество, а когда то, что естественно, начинает сопротивляться, все сопротивляющиеся становятся в глазах такого благодетеля носителями зла, и он начинает борться уже против них. Известное дело: благими намерениями вымощена дорога в ад. Кстати, про ад. Есть такой великий роман Булгакова "Мастер и Маргарита". Действующий там дьявол, именуемый Воландом, вроде бы по идее должен творить зло, но вот является ли злом то, что он там делает? Холдену читать этот роман, пожалуй, еще рановато, а вот Вы, Артем, прочитайте обязательно, если еще не читали.
|