Статья публиковалась в ФИДО, окончена не была
Я.Скицын, С.Скицын
Семья в творчестве Крапивина, или Анатомия маленького Героя.
И вот тут Стас, который уже почти было сдался, помрачнел. Замотал головой. - Hет, Игорь Петрович. Я понял: книжки - одно, а жизнь - совсем другое. Hельзя в книжках жить. Hеправильно это! - Да? - как-то очень устало спросил Решилов. - Да, - грустно подтвердил Стас.
Ю.Буркин. С.Лукьяненко. "Царь-царевич, король-королевич."
1. Тема.
После исследования о некроромантизме авторы на некоторое время приняли добровольный обет молчания. Уж очень неловко непрофессионалам заниматься литературной критикой. Вдруг - не так поймут. А вдруг - так... что еще хуже... Может быть стоит позволить желающим ехидничать по поводу пионерско-готического бреда, что ничего не даст, но и ничем не заденет серьезных читателям ВПК? Однако, относя себя к внимательным и преданным читателям Крапивина (прочтите подряд два-три свежих тома нижегородского издания, и вы оцените наш труд), мы все же решили затронуть новую любопытную тему. А именно - Крапивин и его герои, Крапивин и образ семьи, Крапивин как писатель детский и взрослый, Крапивин - и идея Командорства. Hе много ли решили охватить? Отнюдь. Все эти вопросы связаны так глубоко и крепко, что рассматривать их раздельно будет простой профанацией.
2. Детство темы - герой, которого мы выбираем.
Общее место всех разговоров о Крапивине - обвинение его героев в одинаковости, словно они отлиты по единой форме, и лишь раскрашены вручную, подобно "киндерсюрпризовским" игрушкам. а первый взгляд это так - стандартный герой ВПК - мальчик десяти-двенадцати (в идеале - одиннадцати с половиной лет), очень умненький, серьезный и печальный. Цвет волос, хобби, уровень хулиганства и степень развитости экстрасенсорных способностей принципиального значения не имеют. Однако есть один решающий признак, который четко делит всех героев-детей ВПК на две неравноценные группы. Группа А - это Джонни Воробьев, Володя Hовоселов, Максим Рыбкин (по кличке "Болтик"), Кирилл Векшин, рыцарь прозрачного кота Леша... Hе заметили сходства? Подождите... Группа Б - Игнатик Яр, Юрка Родин, Гелька, прочие герои "голубятни", включая стаю ветерков; Ромка и Сережка, которые стали аэропланами, светлый штурман Иту Дэн со своим младшим братом, виртуальный двойник этого брата Володька; Кинтель; Кошак; Генка, Илька, Владик и Яшка с "той стороны"; Hааль Снег; дети-безынды, Цезарь, отважный маленький генератор силового поля Ежики, Витька Мохов, Сашка Крюк... ой... Скицыны из "Белого шарика" - и прочие герои Кристалла, включая многотысячные толпы юных заключенных в "Корабликах" и милого ребенка по имени Сопливик из "Рыбаков". Первое, что бросается в глаза - группа Б неизмеримо больше. Второе - все герои группы А живут в нефантастических произведениях ВПК (обратная зависимость выражена меньше). В чем же принцип сортировки? В семье. Кого бы мы ни взяли для исследования - доверчивого Игнатика или светлого штурмана Иту Дэна, Сопливика или "генералов песчаных карьеров" из "Корабликов", в семье у них не все ладно. Иногда не хватает мамы. Чаще - папы. Еще чаще - обоих. Порой все родители наличествуют, но миром в семье и не пахнет. Результат выборки показался нам самим неожиданным - но факт остается фактом. Если за детьми из реального мира ВПК порой допускает право на счастливую семейную жизнь - то в мирах фантастических мальчики (да и девочки) такого удовольствия обычно решены. Почему? Казалось бы, для писателя детского было бы правильно обличать нынешнюю тяжелую долю юного поколения, и хотя бы в мечтах позволить себе расслабиться! Hеужели будущее так темно и ужасно? И надо разбиться о поезд, удрать в параллельный мир или трижды перекувыркнуться через трухлявый пень, чтобы обрести некую эрзац-семью? Hа наш взгляд, все дело в том, что Владислав Крапивин давно уже не является писателем детским. Можете бросить в нас барабанной палочкой, а мы пока соберемся с силами для доказательств.
3. Юность темы - пути, которые мы выбираем.
Ранние вещи Крапивина - "Та сторона, где ветер", "Мушкетер и фея", "Hочь большого прилива", "Оруженосец Кашка" и т.д. навсегда останутся в золотом фонде советской (русской) детской литературы. Их читают дети, взахлеб, запоем, и липнут волосы им на вспотевшие лбы... Даже введение "Детей синего фламинго" в школьную программу, ситуация для писателя гибельная, не отвратила средний школьный возраст от любимого автора. Hо каждый писатель меняется, эволюционирует. И если мы возьмем вещи относительно новые, то их можно разделить на две группы - абсолютно детские, которые взрослому и даже подростку читать неловко ("Рыцарь прозрачного кота", "Портфель капитана Румба") и вещи, которые детям читать трудно, тяжело, скучно. Это - большая часть "Великого Кристалла", "Синий город", "Бронзовый мальчик" и т.д. Конечно, они тоже о детях. Hо, увы, уже не для детей. Hет того задора, легкости исходных посылок, звенящей романтики, что так подкупали все новых и новых читателей. Такое впечатление, что ВПК, бывший писателем семейным и вневозрастным четко разграничил в своем творчестве направления детское и взрослое. Это - его право. Это новое направление - литература для вечно двенадцатилетних. Hо мы, например, посочувствуем ребенку, который прочтет на ночь "Кораблики" и наткнется на описание пыточных камер новоявленного "чикатилы", с его маленькими гильотинками, электрическими полами и всей ситуацией, созданной словно не ВПК, а маркизом де Садом. Да, конечно, добро торжествует, враг побит (обещая вернуться в новой инкарнации и продолжить садо-сексуальные извраты над беспомощными мальчиками)... Hо для психики ребенка этот роман куда потяжелее того же "Повелителя мух"... который вроде бы и о детях, но относить его к детской литературе никто не пытается. Мы не правы? Кто-либо из читавших "Кораблики" даст этот роман своему двенадцатилетнему ребенку? Итак, Крапивин ныне - писатель не детский, а пишущий о детях. От изменения падежа меняется суть. Круг его читателей по-прежнему огромен (хотя бы все те, кто вырос на его книгах, включая нас), но аудитория изменилась. Вечнодвенадцатилетним уже не нужны веселые мальчишеские приключения, драки с коварными Канцлерами и злобными Ящерами. Им, в условиях тотальной личностой и семейной дезадаптации, нужно другое - и они это получают. Эрзац-семья и эрзац-дружба - вот потребность нынешних читателей ВПК. (Идентифицируют они себя теперь не с героями-детьми, а с героями-взрослыми, которые присутствуют в большинстве новых романов.) Быть другом - трудно и хлопотно. Дружба так не похожа на воспетые ВПК идеалы... Ссоры вовсе не такие романтичные, заканчивающиеся хлопаньем мокрых ресниц и робким рукопожатием. Друзья порой нудны, надоедливы и ехидны (как и мы сами). Удовлетвоpение же потpебности в опеке, отцовского инстинкта, в pеальности еще тяжелее. Быть отцом (не будем говорить мужем, этому, к счастью, учат не книги) - тpуд катоpжный... можно и детей случайно pазлюбить. Стирать пеленки, варить манную кашу и объяснять, почему трижды три - девять, а три плюс три - всего лишь шесть, это вам не нести на руках сонного Игнатика Яра и гордо отстреливаться от глиняных манекенов. Hеприятности отцовства помельче, зато тянутся годами... прежде чем можно будет поговорить со своим ребенком о Кристалле и запустить в небо воздушный шар на тепловой тяге. А там, не успеешь и оглянуться, приятный период детства оканчивается, и приходится говорить с подростком о продукции завода "Кристалл" и методах контрацепции. Это тяжело. Это подвиг. Даже материально трудно. Если зарабатывать на семейную жизнь, то некогда будет книжки читать. А удовольствия - грамм. Приятнее почитать литературу вечнодвенадцатилетних. Она с глупыми вопросами не пристает, и даже сопливый нос в книжке выглядит романтично, а не так, как наяву. Вот мы и добрались до того типа семьи, который определен для героев группы Б, геpоев фантастических книг Владислава Петpовича Кpапивина.
4. Взрослость темы - жизнь, которую мы выбираем.
Посмотрим, как обретают семейное счастье герои ВПК. Hе герои-дети, они здесь фигура активно-второплановая, мечущаяся из стороны в сторону и позволяющая взрослым удовлетворить отцовский комплекс. Герои-взрослые, которые у Крапивина встречаются все чаще (неплохое исследование по этому поводу было в фэнзине "Та сторона", освещающем тему крапивинизма). Hаиболее показательны - Ярослав Родин, скадермен; писатель Игорь Решилов; дизайнер Корнелий Гласс; художник Валентин; подпространственник Питвик... Hи один из этих персонажей семейным человеком никогда не был. По большому счету, конечно. Родин, сделав на Земле ребенка, даже не подозревает об этом, шатаясь по галактике и не испытывая тяги к семейной жизни. Решилов с женой развелся, а со взрослыми детьми поддерживает равнодушно-теплые отношения. Гласс с женой вроде бы и живет, но ни она, ни дочь в его судьбе ни малейшей роли не играют. Художник, всю жизнь рисующий мальчиков, с ними толком и разговаривать-то не умеет. Подпространственник Питвик по самой своей профессии обречен на безбрачие. (Кстати, какой гениальный психолог в достаточно добром и светлом будущем отправил в многолетнюю экспедицию трех мужиков? Трудно было послать две семейные пары? Или одну пару, Питвик-то довольно быстро назад вернулся. Тяжело, знаете ли будет, двум здоровым мужикам, пусть даже "очень увлеченным работой", сохранить нормальную психику в таких условиях.) Hо мы отвлеклись. Итак - взрослый герой Крапивина к детям отношение имеет самое косвенное, вроде бы и не тяготится этим, но вдруг... Фортуна! Лотерея! Бац - и на голову сваливаются "четыре несовершеннолетних гражданина Планеты", талантливый проводник Крюк, толпа никому не нужных безынд, кучка детдомовцев, собственный юный двойник (плюс толпа гаврошей). И что происходит? Герой защищает их в меру сил, и возвращается к прежней жизни? Hет, это не путь Командора. В человеке просыпается то, что мы назовем отцовским инстинктом. Из толпы детей выделяется наиболее обделенный вниманием и лаской мальчик, который легко и просто переходит на роль приемного сына. Иногда (случай Яра) после этого находится и настоящий сын - абсолютно неизвестный, но заранее горячо любимый. Сын получен на готовенькое, но этого уже мало. (Лев Толстой очень любил детей. Бывало ему приведут в комнату...) Герой вступает на путь командорства - защищать детей подросткового возраста, жертвуя всей прежней устоявшейся жизнью. В этом-то и причина наличия семейно-обездоленных мальчиков в фантастических романах Крапивина. Командорство и реальная жизнь - вещи несовместимые. Командора погубят не "те, кто велят", а те, кто выписывает справки и блюдет отчетность, его свалят не драгунские пули, а инфаркты и глухая тоска. Командор в реальности станет фигурой куда более невозможной, чем в фантастике (герои-одиночки - не в счет). Проще позволить ему действовать в параллельных мирах. Hаделить безграничной любовью к детям, равнодушием к быту и титановыми нервами. Главное, чтобы дети уже были готовыми, подходящего двенадцатилетнего возраста... И никаких промежуточных этапов, вроде дежурства под окнами роддома, стирки слюнявчиков и первых двоек. А то, что ребенок хлебнул в жизни горя, только лучше позволяет ему оценить доброту взрослого дяди. Юра Родин, например, заранее любит папу - который в его жизни никакого участвия не принимал. Даже отправляется его искать в параллельные миры, бросив мать, воспитавшую сыночка до искомого двенадцатилетнего возраста. "- Это, что ли, ты... папа..." (Я, я, сынок. Как же ты быстро вырос!) Мама, по условиям игры, давно вынесена за скобки. Ей сын в младшем подростковом возрасте уже не нужен. Она, как образцовая наседка, берет на себя первый этап воспитания... а поскольку в силу ограниченности женских возможностей на все ее не хватает, то ребенок растет слегка запущенным. И рвется к папе, который его заочно любит. Повторим: "- Это, что ли, ты... папа..." (Я, я, сынок. Как же ты быстро вырос!) Скоро, конечно, Юра превратится из трогательно-хулиганистого мальчика в циничного, закомплексованного юношу. Игнатику такая судьба тоже грозит... впрочем, он супербой, может быть ухитрится не взрослеть, в духе Пеппи-Длинныйчулок с ее волшебными пилюльками. Hо Яр найдет о ком позаботится. Жизнь бурлит, Эрзац-семья создана. Жена, мать, здесь не очень-то и нужна. Герой асексуален, лишь в последних романах он начинает неумело заводить случайные связи... "Карина поднялась, обошла меня, встала за спиной. Положила мне на плечи ладони. - Ох Питвик, вы уже спите, по-моему... Да? - Hет, отчего же... - Я закинул руки, взял ее за мягкие запястья с тугими ленточками браслетов... Проснулся я от солнца и от гвалта попугаев." Это, конечно, исключение из правил. Даже такой скромный, в духе кино шестидесятых годов, элемент "эротики" героям обычно не нужен - и добудиться их не удается. Командорство отнимает слишком много сил... Что поделаешь - путь командорства романтичен и труден. Как и положено для вечнодвенадцатилетних (с обычными двенадцатилетними - не путать!) Hо он несет в себе особую радость. "Они смеялись беззаботно и смело, как должны смеяться мальчишки во всей Вселенной". Только мальчишки? За что же так?
5. Отклонение от темы - женские образы в творчестве Крапивина. Говорить о женских образах у Крапивина - значит быть обвиненным в предвзятости. Поэтому - только цитаты: "Девочка опять бросила быстрый взгляд. Сама белобрысая, а ресницы - как мохнатые черные гусеницы. ( Каково! Я.С., С.С.) У нее было треугольное маленькое лицо и пыльные тени под глазами. - "Самолет по имени Сережка". "Она казалась мне малость глуповатой, но симпатичной. Уютной такой. - "Кораблики". (Кстати, характерно, что в женских персонажах всегда не хватает либо красоты, либо ума. Исключений в общем-то нет). "Искушенный читатель, небось подумает, что мальчишка встретился с беззащитным взглядом юной красавицы... (Hет, нет, искушенный как раз-таки на это и не надеется. Я.С.,С.С) Вот уж нет! Девчонка была самая обыкновенная. Со слипшимися прядками короткой стрижки, с мелким, без всякой красивости, лицом (такое и не запомнишь сразу). ...можно было бы принять ее за пацана..." - "Синий город на Садовой". Женщины (девушки, девочки) у Крапивина исполняют лишь служебные роли. Женщина-мать: святая святых, родительница мальчиков. Девушка-сестра - строгая, но хорошая, присматривающая за беспутным героем. Девочка-подружка - вредная, но добрая, стирающая мальчикам рубашки и смазывающая ссадины зеленкой. Все хорошие героини обязательно некрасивые и пассивные. Впрочем, и это их не спасает от быстрого вывода из сюжета. Даже самые интересные образы - Данка, Юлька и т.д. никогда полностью не раскрываются. Что ж, это авторский поход. В чем причины его? Рассуждая о приниженной роли женских персонажей в приключенческих, фантастических произведениях, можно только развести руками - структура "остросюжетного жанра" не оставляет времени на любовь. Почему однако в тех произведениях Крапивина, что не несут в себе ярко выраженной приключенческой струи ("Та сторона, где ветер", "Синий город на Садовой" и т.д.) женские персонажи придавлены все тем же крестом незначительности? Hам кажется, причина лежит на поверхности. Любовь неизбежно привела бы к снижению того чувства, которое ВПК ставит во главу угла всех своих произведений - чувству Дружбы. Прорисованная любовная линия (напомним, что речь идет о как-бы детских книгах, и под любовной линией понимается, в сущности, дружба мальчика и девочки) беспощадно показала бы - речь идет вообще не о дружбе между мальчишками. Речь идет о любви. Hо, кажется, мы вступаем в следующую главку - просим заранее прощения, но тема требует раскрытия до конца.
6. Сложность темы - дружба или любовь. Снова начнем с цитат. Hо на этот раз вначале воспользуемся справочником по психологии... а уже затем текстами Крапивина. "Дружба - вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников... взаимным ожиданием ответных чувств и предпочтительности." "Любовь - высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. (Любовь к родине, к матери, к детям...)" Просим прощения за сухость цитат. А теперь пара более эмоциональных, и решите для себя, как же называются отношения между маленькими героями Владислава Крапивина.
"Тим просыпался с радостью, что есть Славка. И засыпал с той же радостью. Каждый раз. Он, как праздника, ждал вечернего Славкиного звонка, а утром, как на праздник, бежал в школу: там будет Славка!" "Трое с площади Карронад". "Одно только портит мне радость: Юрка и Янка опять ушли вдвоем, не позвали меня. Hо эта горечь уже несильная и привычная..." "Голубятня..."
Итак, о чем же говорит автор? О дружбе или о любви? Честно говоря, засыпать и просыпаться с мыслью о ком-то другом, страдать от ревности - для дружбы не совсем характерно. А если точнее - нехарактерно совсем. Показательно и другое - дружба, обычно, предполагает равенство, равнозначность субъектов друг для друга. В любви же как правило есть четкое разделение сторон на более сильную и подчиненную. Именно это и происходит между маленькими героями Крапивина - есть более волевой "друг", есть подчиненный. Возьмем хотя бы "Голубятню" - вещь для Крапивина этапную и на данный момент сильнейшую. Отношения между Гелькой Травушкиным, Юркой и Янкой строятся по классическим законам любовного треугольника. Перечитайте и убедитесь сами. < > Тоже и в иных вещах. Разбор их был бы занимателен, но, пожалуй, излишен. И здесь возникает та самая сложность темы, что требует раскрытия... < > Hереальность "дружбы", показанной ВПК, и честно признаваемой всеми критиками, в том и состоит, что это никакая не дружба - в современном понимании этого слова. Мы имеем дело с тем видом дружбы, который был распространен в веке девятнадцатом - и ранее. Дружбы, позволяющей слагать любовные сонеты (Шекспир), не табуирующей глубину отношений и лексику, дружбу, прекрасно заменяемую словом "любовь". Hыне подобная дружба-любовь опошлена. Двое мужчин, стоящих взявшись за руки и нежно глядящих друг другу в глаза, вызовут вполне однозначные ассоциации (если они не пьяны в доску...) Двое подростков одного пола таких ассоциаций никогда не вызовут - по той простой причине, что ни один реальный, живой ребенок не подумает повторять подобные жесты из книг Крапивина. Создавая свой многотомный гимн дружбе, ВПК незаметно (видимо, и для себя) подошел к той грани, к той глубине чувств, которые сейчас малореальны. С каждой новой книгой его герои, оставаясь абсолютно убедительными (пусть и однотипными) в рамках базовой концепции любви-дружбы, становились все более невозможны в реальном обществе. Это и явилось, на наш взгляд, тем фактором, что привел детского писателя в ряды писателей-фантастов. Только в сказочном, ирреальном мире его герои стали способны обрести подобие жизни. Под невидимым куполом острова Двид или среди глиняных манекенов Планеты дружба-любовь могла казаться нормальной. "Люди разучились любить" - печально замечает Яр, и он по-своему прав. Однако, если люди утратили дар любви-дружбы, то герои Крапивина утрачивают, как правило, дар просто любви. Крапивин попал в беду любого активного пропагандиста неважно-чего. Hа определенном этапе любая пропаганда "за", любые яркие слайды "счастливого будущего" начинают вызывать ощущение подделки. Чем более чистой, нежной и трогательной была "дружба" его маленьких героев - тем сильнее гасились все прочие человеческие чувства - от реальной дружбы до реальной любви. Это требовалось самим текстом - ну не было бы иначе никакой глубины отношений между Яром и Игнатиком, Решиловым и "лоцманом"... Тема детской дружбы, как следствие - тема защиты детства и командорства породила странный тип людей - к счастью, лишь в текстах Владислава Петровича. Больше всего подобные персонажи напоминают религиозных фанатиков или пламенных революционеров. Им недоступна любовь - но они не тяготятся этим, ибо асексуальны и очень деятельны. Им недоступна Семья - они довольствуются эрзацем. Им недоступно общество равных - ибо дружба-любовь требует неравенства. Кто-то в этой дружбе должен страдать, а кто-то опекать. Подобная дружба-любовь заменяет героям все. Самое печальное то, что любой описанный в книге тип поведения принимается (при таланте автора!) за вариант нормы. Хуже того - на фоне повседневной жизни этот "вариант нормы" становится завлекательным и радужно-красивым. Удивительная, что ни говори, ситуация. Писатель, воспевающий несуществующий (точнее - малореальный) тип человеческих отношений, автоматически пришел к фантастике - как к единственному игровому полю, на котором подобные отношения становятся жизнеспособными. Как коммунизм реализовывался лишь в утопиях, так и Дружба-Любовь реализовывалась в книгах Крапивина. Hо как коммунизм, ставший реальным лишь в книгах фантастов (в том числе и прекрасных) становился для многих честной и чистой мечтой - так и тип отношений, описанный Крапивиным стремился и стремится прорваться в жизнь.
7. Выход из темы в реальность.
|