Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина
Лист_ _Темы
Мальчик с палочкой против Мальчика со шпагой
( Паруса нашего детства )
 
Предыдущий лист   1 Апр 04 - 2 Апр 04 Следующий лист  
Голосование по премии "Русская фантастика-2003"!
Оцените книги прошедшего года! Выберите лауреата!



_ добавить новое сообщение_

Отклик на Подвиг как подвиг
 Cергей  2 Апр 04 21:29  Cообщ. №25474   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик с палочкой против Мальчика со шпагой
 Заголовок:  
> Странен наш Неистовый - неистово защищает Гарри Поттера, неистово защищает Бабушкиного Внука, неистово же неспровергает Журку.

Да чего странного. Все это потому что ты неистово ниспровергаешь Поттера с Бабушкингым Внуком, и защищаешь Журку.
Каждый пытается другому досадить. Лично на мой взгляд и те и другие вполне хорошие парни. Более того, они писателями такими и задумывались. Но демагогов ни в какие времена это не останавливало. Не понравилось что-то, и пошло-поехало... Ты в статье вполне корректно отзывался о Поттере и до чего это дошло? Не помню чтобы Олег раньше подобную чушь о Журке писал, и до чего договорился? Ну вас, злые вы.
  |  
 Отклики: [25477] Сергею; [25482] Сергей, мне меньше всего интересно;


Отклик на Фальшивый подвиг
 Алексей Илюшин  2 Апр 04 20:06  Cообщ. №25473   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик с палочкой против Мальчика со шпагой
 Заголовок:  Подвиг как подвиг
Странен наш Неистовый - неистово защищает Гарри Поттера, неистово защищает Бабушкиного Внука, неистово же неспровергает Журку.

> И когда Иринка повторяет слова отца, что после той передачи у него больше нет здесь никаких перспектив, что из-за этой передачи им приходится уезжать в другой город, во Владимир - Вы ему верите? Я - не верю.

И правильно не веришь. Перспективы есть везде, просто во Владимире их больше:
— А почему во Владимир? — спросил Журка, будто этот вопрос мог что-то изменить.
— Это папина родина. Папа там учился, у него там друзей много, они давно зовут, с обменом квартир взялись помочь... А еще Витя там недалеко служит. После армии тоже хочет во Владимире остаться, в институт поступать... — Иринка слабо улыбнулась. — Мама говорит, у него там, наверно, девушка есть. Он нас тоже туда зовет...

(Выделено мною - А.И.)

> Но в том, что Брандуковы уехали из города, виновна отнюдь не Э.Л. Кергелен.

Слишком сильно сказано. Правильно так: виновна не только Э.Л.Кергелен.

А уж связь этих размышлений нашего Неистового с публицистической концовкой книги - вообще выше моего понимания.
  |  Хоумпага недоделанная
 Отклики: [25474] ;


Отклик на нда... чувствуется влияние Олдей
 Алексей Илюшин  2 Апр 04 18:42  Cообщ. №25472   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик с палочкой против Мальчика со шпагой
 Заголовок:  'Герой должен быть!' ((С) Генри Лайон Олди )
Тане, мне сразу вспомнился разговор молодого Нимцовича с Таррашем:
- Молодой человек, в этой позиции надо было поставить ладью позади пешки.
- Но я считаю, что сделал сильный ход.
- Вы не поняли. В таких позициях действует правило.

((С) А.Нимцович. Моя система )
(Конечно, цитата не дословно точная)

Герой, разумеется, никому ничего не должен. Но ведь игерою никто лавров не должен, верно?
Не задумывался над тем, почему многие из тех, кто любит оригинального говардовского Конана, плюются от организованной Северо-Западом Конанады?
Да потому, что оригинальный Конан - личность. Он в каждой книге меняется, при этомоставаясь собою. А в Конанаде от книжки к книжке тупо бьёт врагов, жрет и совокупляется тело с интелектом в 2-3 микроционера...
  |  Хоумпага недоделанная
 Отклики: [25479] герои, понимаешь... :);


Отклик на Ну уж увольте насчет уважения
 Алексей Илюшин  2 Апр 04 18:32  Cообщ. №25471   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик с палочкой против Мальчика со шпагой
 Заголовок:  Вы уволены :)
Леди, не хотите уважать Риддла - не уважайте.

> А в чем жестокость Ордена Феникса?
Вроде они малолетних детей своих противников не убивают?

Вроде. По первой книге, например, трудно предположить существование Безмозглона-Азбакана. Вообще, Вы не находите, что информацию читателю дают очень дозированно? Оберегают его от неприятной правды.
Историю пишут победители. ((С) Арнольд Шварц, брат Бертольда Шварца ). Мы не знаем, как именно боролся сей Орден против Риддла во времена оны.

> то есть подкинуть магический артефакт 11-летней девочке и заставлять ее под гипнозом совершать преступления против своих друзей это и есть образец прямоты?

Образец прямоты то, что Риддл не пытается оправдать свои поступки. Он творит зло - и прямо в этом признается. А фениксоиды упорно рядят своё зло в одежды добра.

> Тогда Адольф Гитлер тоже достоин уважения - он собрался стереть евреев с лица земли, а славянские народы заставить работать как рабов - и прямо этим занялся, слова у него не расходились с делом, по крайней мере несколько лет? Не правда ли?

Во-первых, ИМХО Ваша формулировка исторически не верна: согласно плану ОСТ славян должны были уничтожить после евреев, в порядке общей очереди.
Во-вторых, Гитлер уважения не достоин - он как раз подавал свои бредовые идеи, как благодеяние для человечества.
  |  Хоумпага недоделанная
 Отклики: [25480] типовая идеология темного по 'Дозорам' СЛ; [25483] Нет,;


Отклик на вообще-то мне кажется
 Неистовый Виссарион  2 Апр 04 3:54  Cообщ. №25465   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик с палочкой против Мальчика со шпагой
 Заголовок:  'Ничего не понимаю!' ('Соедствие ведут колобки')
Что-то, Танелис, не могу понять, что Вы имеете в виду, заявляя, что Журка пытается "заставить отвечать за свои слова", но что "Журкин выбо дело десятое".

С Вашей трактовкой мотивов выбора Журки - "наказать журналюгу" - я готов согласиться.

Но тут тогда возникает вот какая загогулина: а если бы ко времени съемки спектакля семья Брандуковых еще не уехала из города?
Игорь Дмитриевич как раз был бы заинтересован не в срыве спектакля, а в его успехе - чтобы получить козырь в борьбе с кознями "недоброжелателей", и не уезжать из города.
Останется наш Журавленок в этом случае все таким же принципиальным?
  |  


Отклик на Фальшивый подвиг
 Танелис  1 Апр 04 21:53  Cообщ. №25464   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик с палочкой против Мальчика со шпагой
 Заголовок:  вообще-то мне кажется
в истории с Кергелен Журкин выбор дело десятое.
Тут скорее авторская позиция Крапивина как журналиста. И Кергелен выводится как тот самый ненавистный всем тип "журналюги", готового на все ради сенсации, ради красивой фразы, который не задумывается о последствиях сказанного им слова.

И отказ Журки сниматься в спектакле подсознательный протест, попытка научить? Заставить отвечать за свои слова.

Кстати, эта тема встречается и в более поздних вещах. "Семь футов брамсельного ветра" - описание репортажа про наказание мелолетних "шутников" сообщивших что в школе бомба, помните?

Наверняка есть и в других. Но я как раз не слишком внимательный читатель :)
  |  
 Отклики: [25465] 'Ничего не понимаю!' ('Соедствие ведут колобки');


Отклик на Поняла я, поняла
 Неистовый Виссарион  1 Апр 04 21:16  Cообщ. №25463   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик с палочкой против Мальчика со шпагой
 Заголовок:  Фальшивый подвиг
Милая Леди,
Вы пишете по поводу финальной сцены в «Журавленке и молниях»:
«Выбор был сложным, Крапивин и сам это описывал, хотя в спектакле должны были бы снимать Иришку - это с нее все начиналось, однако ей пришлось уехать из-за Кергелен.
Поломает ли он себе жизнь - вопрос риторический, но он и сам понимал, что такое возможно.
Однако подобный аргумент всегда склоняет в пользу конформизма, а не в пользу совести
».

А если я Вам скажу, что, полагая в той ситуации для Журки только два выбора - "в пользу конформизма", или "в пользу совести" - Вы сильно упрощаете всю книгу? И что, снявшись в спектакле, Журка ни на йоту не поступился бы ни против своей совести, ни против своих принципов?

Среди традиционных приемов Крапивина есть и такой - «момент истины», когда главному герою предстоит сделать окончательный нравственный выбор. В «Журавленке…» – тот самый отказ сниматься в спектакле. Но сцена, при внешнем сходстве с «моментами истины» героев других книг, по-своему уникальна, и не повторяется больше нигде.
Сергей Каховский, Кирилл Векшин, Джонни Воробьев, Егор Нечаев – в первую очередь защищают других - за счет отказа от собственных удовольствий, собственного спокойствия, собственной безопасности.
Выбор Журки – согласиться сниматься в передаче Эммы Львовны Кергелен, или отказаться - никого не защищает и ничего не меняет.
Да, Кергелен будет наказана - но семья Брандуковых от этого обратно не вернется.
Вот и выходит, что движет Журкой не стремление защитить, но лишь наказать и отомстить – мотивы поведения, прочим, до этого героям Крапивина совершенно несвойственные.

Помню-помню - семье Брандуковых «пришлось уехать из-за Кергелен». Но - Вы уверены, что Вы прочитали это у Крапивина? И прочитали внимательно?
(Вот скажите мне, честно, не лукавя - вы написали "семья Иришки", а не "семья Брандуковых" - потому, что не знаете (или не помните) Иришкиной фамилии? А ведь она упоминается в романе 17 раз.)
Так что давайте внимательно перечитаем некоторые сцены романа?
И начнем с конца. (Сразу каюсь за слишком длинные цитаты и нагнетание мелодраматического эффекта.)

Глава "Апрель":
"Весь апрель шли репетиции, и все верили, что в майские праздники
спектакль состоится обязательно. Только Иринка однажды печально сказала:
- Хорошо бы успеть. А то мы можем уехать еще до мая.
- Куда? - не понял Журка и даже сперва не встревожился.
- Во Владимир.
- Зачем?
- Жить.
- Как жить?
Иринка помолчала и сказала со взрослой ноткой:
- Ну что значит "как"? Как все люди живут. Насовсем...
Журка наконец понял. Остановился, чуть не уронив портфель на сухой солнечный асфальт. И она остановилась - насупленная и слегка виноватая.
Быстро взглянула на Журку, стала смотреть вниз и серьезно объяснила:
- Выхода больше никакого. Здесь у папы совершенно нет перспектив.
Журка с легким раздражением уловил в ее словах знакомые интонации - когда Иринка будто повторяет чужие слова. Но он уже знал, что какие бы эти слова ни были, а в них всегда кроется горькая правда. Поэтому досада растаяла, а тревога осталась.
- Как же так... - беспомощно пробормотал он, и самому стало тошно от пустоты и бессилия этих слов.
Иринка шевельнула головой, будто сказать хотела: "А вот так. Ничего не поделаешь". Потом она медленно пошла вдоль школьной изгороди, и Журка - рядом с ней.
- И ничего не говорила... - с упреком сказал он.
- И ничего не говорила... - с упреком сказал он.
- Я не знала, что это всерьез. Они и раньше про переезд разговаривали... Мама и папа... Поговорят и раздумают. А сейчас оказалось, что на самом деле... Потому что куда же дальше-то? На областную выставку ничего у папы не взяли, про "Летний день" сказали, что хорошо, но по теме, мол, не подходит. О персональной выставке теперь и не говорят... Это все после того случая с телепередачей.
- Неужели все еще помнят?
- А ты думал... На нем сейчас такое пятно. О приеме в Союз художников лучше и не заикаться. И мастерской нет...
Значит, та зимняя молния оставила свой след. А Журке-то казалось, что она ударила лишь по краешку и не принесла Иринке и ее родителям большого вреда
".

Вас ничего не насторожило?
Однако не будем торопиться с умозаключениями, почитаем еще:

Глава "Встреча":
"Иринка посмотрела виновато, почти со слезами.
- Разве в этом дело? У папы неприятности...
- А что случилось?
- Да... все то же... - горько сказала Иринка, и Журка вдруг подумал, что ее голос очень похож на голос Веры Вячеславовны. - Опять у него с выставкой... Совсем уже назначили, а теперь переносят на будущий год... Ну, он расстроился. Сидит, ругает киношников. Если уж он начал про киношников, значит, не до работы ему. <…>
- А что за киношники? - скованно спросил Журка.
- Так он их называет... двух своих врагов. Он говорит, что они свои картины с экрана срисовывают.
- Прямо в кино? - удивился Журка.
- Нет. Возьмут киножурнал, где строители или сталевары показаны, выберут подходящий кадр - и у себя в мастерской на экран через фильмоскоп. А потом обводят, раскрашивают. Раз, два - и картина готова. Можно хоть во всю стену... <…> Папа горячий, несдержанный, но он никогда не обманывает. И всегда говорит, что думает. Как с размаха... Мама его за это сколько раз ругала... <…>
- Он же очень хороший художник! - искренне сказал Журка.
- Хороший, конечно... А в Союз художников который год не принимают. Он там у них на собрании одного начальника прямо при всех "киношником" обозвал. Ну вот, с тех пор...
- И выставку из-за этого отменили?
- Я не знаю... Видишь какое дело, он ведь работает в художественных мастерских, там ему заказ дали - какие-то планшеты для завода рисовать. А он увлекся нашей картиной, заказ вовремя не сдал... Главное, что на заводе-то ничего, согласились подождать, а директор мастерских расшумелся. В выставком пожаловался... А при чем здесь выставка? Это же разные вещи - заказ и картины! Просто у него там друзья...
- У кого? - машинально спросил Журка.
- Да у директора. В выставкоме. Вот они опять и сделали папе гадость...
- А у Игоря Дмитриевича разве нет друзей? Чтобы заступились за него? - сочувственно спросил Журка.
Иринка как-то по-старушечьи махнула рукой. И сказала с сердитой откровенностью:
- А... "друзья". Когда праздник или день рождения, они тут как тут. А если помочь надо, с начальством ссориться не хотят. Разве это настоящие друзья?
- Где они, настоящие-то? - тихо и печально отозвалась Иринка. <…>
Журка брел от Иринки, пинал перед собой пустую коробку от сигарет "Космос" и думал про Игоря Дмитриевича. И про Иринку: какая она сегодня хмурая и по-взрослому озабоченная.
По правде говоря, в Иринкином разговоре о всех этих выставкомах, заказах и отцовских недругах Журке почудилось что-то ненатуральное. Будто она повторяла не свои слова. Но тут же он подумал: "Ну и повторяла. А что такого? Слышала, как отец рассказывает, а потом со мной поделилась..."


Если Вы уже поняли, что я имею в виду - прекрасно, а если нет - еще один отрывок:

Глава "Цветной телевизор"
"- Они тогда снежный городок на главной площади оформляли. Целая бригада из художественных мастерских... Понимаешь, там у всех подсобные помещения были, теплые вагончики - у строителей, у электриков. А художникам ничего не приготовили, никакой даже будочки. Ну, они перемерзли все и говорят: "Давайте погреемся"... Знаешь ведь, как они греются. А потом в троллейбусе...
- Что в троллейбусе?
- Контролерша стала билеты проверять. А папа по ошибке пробил не троллейбусный, а автобусный билет. Ну, она и раскричалась: "Седой уже, а обманываешь! Плати штраф!" А почему "обманываешь"? Автобусный билет даже дороже... Папа говорит: "Мне штраф не жалко, только зачем вы мои седые волосы задеваете? Покажите ваше удостоверение". А она: "Ах, тебе удостоверение! Водки нахлестался, а теперь хулиганишь! Милиция!.." Ну, вот и все... Мы с мамой целую ночь не спали, все его ждали...
"

Всё-всё, больше не буду томить и дразнить.
"Журка с легким раздражением уловил в ее словах знакомые интонации - когда Иринка будто повторяет чужие слова".
" По правде говоря, в Иринкином разговоре о всех этих выставкомах, заказах и отцовских недругах Журке почудилось что-то ненатуральное. Будто она повторяла не свои слова".

Вот ведь в чем дело-то. Мы вместе с Журкой знаем обо всех бедах и несчастьях семьи Брандуковых со слов Игоря Дмитриевича, Иринкиного отца. А почувствовали ли Вы в этих его словах какую-то натужность, какую-то фальш? Во всех бедах и неудачах виноваты: завистники и враги с их происками, плохие друзья, не приходящие на помощь, роковое стечением обстоятельств - но только не собственные его поступки, не его личные качества. И когда Иринка повторяет слова отца, что после той передачи у него больше нет здесь никаких перспектив, что из-за этой передачи им приходится уезжать в другой город, во Владимир - Вы ему верите? Я - не верю.
Да, то что делает в своем цикле "Подросток - заботы и тревоги" Э.Л. Кергелен - отвратительно и мерзко (вот тут это слово весьма уместно). Но в том, что Брандуковы уехали из города, виновна отнюдь не Э.Л. Кергелен.

Помните финальную сцену романа - ливень, молнии, черный провал на дороге, вытянувшуюся мальчишескую фигурку и самодельный красный флажок, светящийся неярким, но отчетливо видимым багровым светом - не только сигнал опасности, но и призыв о помощи?

"И если вы увидите под ливнем и молниями Журавленка, пожалуйста, поспешите ему на помощь".
А ведь избитый Кирилл Векшин - победитель. И погибший Толик Нечаев - тоже.

P.S.
В раздумиях, как бы обозвать сие свое сочинение, я вдруг вспомнил название одной повести - "Фальшивый подвиг". По-моему, эти два слова точнее всего могут охарактеризовать "момент истины" Журавленка.

P.P.S.
Такую "публицистическую" концовку Крапивин использовал всего два раза - в "Журавленке…" и в "Лете…"
  |  
 Отклики: [25464] вообще-то мне кажется; [25473] Подвиг как подвиг;


Предыдущий лист   1 Апр 04 - 2 Апр 04 Следующий лист  

Перейти к сообщению
Поиск:
Искать только в текущем форуме   Справка  Детальный запрос

Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина