Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина
Лист_ _Темы
Грустно......
( Уголок для дискуссий )
 
Предыдущий лист   1 Мрт 04 - 1 Мрт 04 Следующий лист  


_ добавить новое сообщение_

Отклик на Два коротких вопроса
 Алькор  1 Мрт 04 14:20  Cообщ. №24987   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Грустно......
 Заголовок:  Два коротких ответа и небольшая цитатка
Не буду говорить за Кину, но моя позиция по этому такова: равные права на образование для всех детей и никаких обязанностей сверх обязанности получить базовое образование. Оное базовое образование должно предполагать, что, получив его, человек способен занять свое место в обществе -- то есть эффективно реализовывать все свои права и обязанности (например, право на работу).

Почему нельзя назвать это базовое образование средним?


Отчего же нельзя? Можно, конечно. Но, боюсь, это может создать терминологическую путаницу, поскольку такое "среднее образование" будет иметь очень мало общего с известным нам средним образованием советской и постсоветской образовательной системы. Термин "начальнео образование" подошел бы лучше -- но тоже не дал бы тождественного описания. Собственно, поэтому я и предпочитаю использовать семантически нейтральный термин "базовое образование".

И почему современное среднее образование не является этим самым базовым?

В силу своей избыточности. Основную часть даваемых им знаний составляют знания, не являющиеся необходимыми для того, чтобы быть полноценным членом общества. Более того, никакая профессиональная деятельность не позхволяет воспользоваться ими полностью -- все равно остается масса ненужного балласта.

Позволю себе небольшую цитатку:

Невежество моего нового друга было так же поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и он наивно спросил, кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы, я просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца, - этому я просто не мог поверить!

- Вы, кажется, удивлены, - улыбнулся он, глядя на мое растерянное лицо. - Спасибо, что вы меня просветили, но теперь я постараюсь как можно скорее все это забыть.

- Забыть?!

- Видите ли, - сказал он, - мне представляется, что человеческий мозг
похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак. Он возьмет лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы, но зато их будет множество, и все он разложит в образцовом порядке. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, придет время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужных.

- Да, но не знал о солнечной системе!.. - воскликнул я.

- На кой черт она мне? - перебил он нетерпеливо. - Ну хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло мне или моей работе?
 alkor@goldenmail.ru |  Алькор Хоме Паге


Отклик на Речь не о зависти, а о
 Алексей  1 Мрт 04 14:00  Cообщ. №24986   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Грустно......
 Заголовок:  В поте лица....
Алексей, именно об этом я тебе и говорил: "любой труд отнимает массу сил", но разница в оплате между трудом квалифицированным и не- должна быть обязательно, иначе сама идея образования никого волновать не будет (накачал мускулы и пошёл в "братки").
О хлебе государственного чиновника у нас с тобой, видимо, разные представления - я пока не встречал таких, что живут на свою зарплату :((.
Реформа образования не сводится, естественно, к размеру зарплаты, но бегут из школ именно из-за денег, и не идут в школы тоже из-за денег. И это только то, что видим в Москве...
Елена права - реформа требует много денег - переоснащение, компьтеризация, спротзалы, библиотеки, учебники, ремонт зданий, охрана (увы, такая жизнь), питание - ты видел, чем нынче кормят в обычной московской школе? Я видел - мама уже почти 40 лет преподаёт русский и литературу.
А вот содержательная сторона - отдельный разговор. Сколько себя помню учеником (1967-1977), всё время что-то реформировалось, то сокращалось, то расширялось. И реформы эти, а , вернее, шарахания, продолжаются. И без видимой пользы. При этом забывают, что надо не только учить, но и не забывать о нравственном воспитании. А на чём оно сегодня будет основано? Никто толком сказать не может. Но, повторю, воспитывать, в основном, должна семья, а не школа: ребёнок попадает в школу уже личностью - 6 лет, человек. Школа должна, по крайней мере, личность эту не сломать. А вот сможет ли, и должна ли школа личность корректировать?
 chudnov@kmail.ru |  
 Отклики: [24993] ;


Отклик на СССР- неудачный пример.
 Алькор  1 Мрт 04 13:49  Cообщ. №24985   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Грустно......
 Заголовок:  Да нет, как раз удачный, увы :(
Как и всякая уважающая себя тоталитарная диктатура, Большевизия стремилась максимально вклиниться между ребенком и его родителями -- отсюда и преклонения перед интернатовской педагогикой а-ля Макаренко, и все эти павлики морозовы с их героическими гнусностями, и, что самое главное, куча всякой общественно-политической дряни в школах... Собственно, ересью об особых воспитательных задачах, стоящих якобы перед школьным учителем, мировую педагогическую науку обогатили именно советские теоретики -- во всех нормальных государствах учителя учат, а не воспитывают.

Некоторые товарисчи здесь странным образом путают права и обязанности граждан. Странные люди -- ИМХО даже ребенку (и не обязательно крапивинскому) понятно, что обязанности гражданина -- это то, что он должен государству, а его права -- это то, что государство должно ему. Думаю, всем понятно, что в реальном государстве должно присутствовать и то, и другое -- иначе оно долгол не протянет. Однако к моему удивлению не все понимают, что обязанности гражданина вовсе не являются со стороны государства каким-то особым благодеянием. Когда у гражданина есть только права -- это анархия, когда только у гражданина есть только обязанности -- он является рабом государства. И маниакальное стремление заполучить новые обязанности представляется мне не более чем мазохистским стремлением человека в уютное стойло государственного раба, который живет на полном пансионе и не должен ни о чем думать.

Рассмотрим простой пример -- чем право служить в армии отличается от обязанности служить в армии.

Итак, рассмотрим для начала право служить в армии. Государству нужна армия, поэтому она дает любому своему гражданину служить в ней (разумеется, "любой" в данном случае подразумевает выполнение ряда требований по возрасту, состоянию здоровья и т.п.). Гражданину армия сама по себе даром не нужна, но государство предлагает ему за службу хорошее жалование и страховку, льготы при поступлении в высшие учебные заведения, налоговые льготы и т.п. -- плюс, разумеется, возможность посмотреть новые интересные места и познакомиться с новыми интересными людьми. Если гражданину эти условия нравятся, он идет на вербовочный пункт, выбирает, на каких условиях хотел бы заключить контракт с государством и... В общем, все остаются довольны -- государство получает армию, граждане -- свободу выбора.

А теперь рассмотрим всеобщую обязательную воинскую повинность. В этом случае государство само приходит к гражданину и говорит:
-- Пора тебе, милейший, исполнить свой почетный долг!
-- А что мне за это будет?-- говорит непонятливый гражданин.
-- Да ничего не будет,-- умиляется государство.-- Это же твой ПОЧЕТНЫЙ долг, и тебя должно радовать уже одно то, что ты его выполняешь. А если не будешь выполнять, то я с тобой разберусь по всей строгости закона. Понятно?
-- Ну я хоть могу выбрать, на каких условиях я буду выполнять этот свой почетный долг?-- продолжает юлить гражданин.
-- Да с какой это стати?-- удивляется государство.-- Ты же ОБЯЗАН служить в моей армии, а значит условия определяю я. Так что вот тебе повестка в зубы -- и брысь принимать присягу!

Итак, в обеих моделях взаимоотношения гражданина с государством всякий гражданин имеет возможность послужить в армии. Но в первом случае государство относится к нему, как к свободному человеку, а во втором -- как к своему рабу. Здесь звучал вопрос "Да какие же родители откажутся от обязательного среднего образования для своих детей?" Ню-ню... Всеобщее обязательное среднее образование -- это такое же рабство на условиях государства, только не армейское, а образовательное. Родители, соглашающиеся на него, тем самым отказываются от своего права и права своих детей выбирать, какое образование они хотели бы получить -- за них все и всегда будет решать Государство. Ну так как, многие родители здесь хотят отдать своих детей в рабство? Ау-у-у!!!
 alkor@goldenmail.ru |  Алькор Хоме Паге


Отклик на О хлебе насущном
 Алексей Илюшин  1 Мрт 04 12:02  Cообщ. №24984   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Грустно......
 Заголовок:  Речь не о зависти, а о
незнании реальных условий труда и реальных оплат в иных областях. Я верю, что преподавателей считают халявщиками - сам слышал. Но ведь халявщиками считают и престваителей массы других профессий. А это неверно. Если деньги зарабатывать, а не получать неизвестно за что, то любой труд отнимает массу сил.
Между прочим, хлеб государственного чиновника - тоже весьма труден. И зарплаты у них не высокие.

И ещё. Мне тоже не очень понятно, почему разговор свелся исключительно к деньгам. Представим себе, что преподаватели и учителя стали получать очень хорошую зарплату. И что, больше ничего реформировать уже не надо?
  |  
 Отклики: [24986] В поте лица....;


Отклик на
 Kinoid_a  1 Мрт 04 10:35  Cообщ. №24983   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Грустно......
 Заголовок:  Что - опять: 'Истинный художник должен быть голодным' (с)? (-)
 kinoid_a@fantastika.org |  Киноидское логово


Отклик на Корочки
 Kinoid_a  1 Мрт 04 10:32  Cообщ. №24982   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Грустно......
 Заголовок:  
Уважаемый Алексей!

2. Ваша система будут работать, если...

Разумеется. Всякие изменения требуют финансирования и времени (о последнем почему-то очень часто забывают). Но тут уж ничего не поделаешь. А если ничего не делать, то ничего и не изменится...

3.Чтобы получить представления (даже самые общие) о литературе нужно, чтобы на отбор произведений не влияли меняющиеся политические приоритеты и политическая конъюнктура:

Согласна. Добавлю, что к тому же эта программа не должна меняться каждый год (как на Украине происходило по крайней мере пару лет назад с программой всемирной литературы).

я составлял программу спецкурса "Литература ближнего зарубежья" ( в основном, Белоруссия и Украина). Вы знаете, что мне сказали зав.кафедрой и проректор по учебной работе? "Лина Костенко и Василь Стус - антирусские, они националисты, об этом надо обязательно сказать студентам, пусть знают":(((

ВАУ! Как много всего нового узнаёшь вот так, между делом, на форумах. Хотя, конечно, это отнюдь не "вау", а вовсе даже грустно. И - увы - подтверждает ряд моих собственных наблюдений. (и что в Лине Васильевне антирусского? или в том же Стусе? я ещё понимаю Павличко, с его политическими стихами 90-х, но...)

4.Платное образование как раз и способствует соц.неравенству: кому-то МГУ, Медакадемия, МГИМО, Иняз, Финансово-торговый и пр, а кому-то - ?Возможности для получения высшего образования должны быть равными.

Разумеется. Но, согласитесь, менять одно соц.неравенство на другое (Россию конца XIX века) - не самый лучший вариант...

С уважением,
К.
 kinoid_a@fantastika.org |  Киноидское логово
 Отклики: [24989] Москалi, москалi.....;


Отклик на Два коротких вопроса
 Kinoid_a  1 Мрт 04 10:22  Cообщ. №24981   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Грустно......
 Заголовок:  Один короткий ответ
Потому что это самое базовое оразование опять-таки безусловно-обязательным не будет. Т.е. повторяю - ребёно кдо определенного возраста обязан где-то учиться. Будь то в "базовой школе", получая то самое базовое образование, сидя по четыре раза в одном классе, будь то в "средней школе". Если до этого самого "критического возраста" человек не смог получить "базовое образование" - может идти на все четыре стороны. Хотя, конечно, природный гуманизм заставляет меня вставить оговорку о небольшом количестве вечерних школ для взрослых, желающих таки дополучить базовое образование.
 kinoid_a@fantastika.org |  Киноидское логово


Предыдущий лист   1 Мрт 04 - 1 Мрт 04 Следующий лист  

Перейти к сообщению
Поиск:
Искать только в текущем форуме   Справка  Детальный запрос

Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина