| Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина |
| Лист_ | _Темы |
| Предыдущий лист | Следующий лист |
Почему Сережа закрывал ладонями уши? elevs 3 Апр 02
'...Он все заранее знал' Злодеус Злей, профессор 3 Апр 02
|
| Отклик на а я на диете:) |
| elevs | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Мальчик со шпагой | ||
| Заголовок: | Что нам стоит дом построить | ||||
|
Зачем все эти изыскания «насчет берета»? Мелочи? Или – «ну, и что из этого?» И пусть. Пусть та или иная деталь еще ничего не значит и ни о чем существенном не говорит. Лиха беда. Да если подобным образом обозреть каждый эпизод, если надо – каждую фразу, за каждое слово ухватиться, и накручивать, и валять – тогда можно надеяться постепенно и непринужденно сложить целую картину – не искусственную концепцию, которой, откровенно говоря, до сих пор пробавлялись. Конечно, картина эта наверняка не будет такой строгой и стройной, но … как и вся жизнь. «Копать» – да что копать, можно и через пальцы просеять всю книгу, если надо. Всё найти – все монетки, болтики, шарики, все ручные гранаты – всё, что там затеряно, запрятано и забыто. И никто не скажет, что мол, что-то пронесли – нет, всё оттуда, всё из текста. Прошу прощения за навязчивость со всей этой «теорией творчества», такой же самопальной, как водка. Но – всякое произведение можно уподобить зданию, которое, какое бы впечатление ни производило, всегда может заставить думать: «как построено, из чего построено, за счет чего построено, по какому замыслу». И «Мальчик со шпагой» порождает подобные вопросы со страшной силой – хотя можно было бы и «не забивать голову», а наслаждаться созерцанием и нравственным воздействием книги на очарованную коллективную душу. Но если … Если восхищаться – и одновременно щупать дерзкой лапой – например, как насчет «зазоров» между этикой и, допустим, эстетикой. Есть в этом какая-то справедливость, не так ли? Нельзя же всё «так оставить». Видит бог, не для каких-нибудь далеко идущих коварств, но для того, чтобы просто не сойти с ума – от такого жуткого вдохновенно-организованного прессинга в художественной форме. Может, кому-то это и не грозит нисколечко, а вот кому грозит – поневоле ухватится за мелочи, за «мотивацию» - может, последний мосток между «мирами» и обычным грешным людом. | |||||
| viexcroc@mail.ru | | |||||
|
Отклики:
[15330] Давайте откроем новую рубрику.;
|
| Отклик на а я на диете:) |
| elevs | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Мальчик со шпагой | ||
| Заголовок: | Почему Сережа закрывал ладонями уши? | ||||
|
«Серёжа отправился в клуб не в шапке, а в форменном берете, и холод хватал его за уши. Серёжа закрывал их ладонями и поддавал ходу.» Вот почему он отправился в клуб не в шапке, а в форменном берете? Торопился? – но надеть шапку, а берет с собой – сколько лишних секунд это займет? Ведь «сбор начинают, когда сбегутся все, а на это уходит минут сорок». Ходил все время в шапке, а тут, невзирая на мороз, побежал в берете. Почему? Да потому, что он все заранее знал. Оттого и хотел появиться сразу готовым, не хотел, чтобы его увидели – даже в первый момент, даже на пороге – не в форменном берете, а в этой «бесформенной» шапке (дань холодному климату, символ «досадного быта»), такой «цивильной», такой «вопиюще несоответствующей». И не хотел на глазах у всех снимать ее, прятать, торопливо вытаскивать и надевать берет, не хотел портить этой шапочной суетой торжественной минуты. Изначально не хотел. И, кроме того – поскольку эти минуты предстояло запомнить на всю жизнь – хотел сразу, заранее быть готовым, проделать этот звездный путь уже «облаченным», ну известно, значение в детстве всех этих ритуалов, символов, талисманов, вообще всей символической традиции, представлений о том «как всё должно быть», что, в сущности, и развивала «Эспада» с ее формой, эмблемами, клятвами, торжественными актами и прочим, и прочим. (Ну и само собой – крапивинский мотив – легкость, распахнутость, преждевременный переход на летнюю форму – как вызов «злой и косматой» зиме, «навстречу лету», которому «не скоро кончиться»). Одним словом, шапка никак не отвечала его настроению и ожиданиям. В особый час – не мог он «пойти как обычно», остро чувствовал это. (А примороженные уши – могли стать последней жертвой, уже нестрашной, смешной, но тоже вдруг оказавшейся необходимой «на пути». Если сейчас «жалеешь уши» – как потом будешь «поднимайся, барабанщик»?) Иначе – зачем вообще было упоминать этот непонятный «выбор головного убора». Вот так – «не ждал никаких торжеств и наград»! Но – тогда выходит – что Сережа притворщик? Ведь он до последнего старательно изображал незнание, непонимание, недогадливость – «что-то случилось», «встревожился», «неужели опоздал»? Ах, всё вышло так неожиданно! Кокетничал внутренне, боялся сглазить? Или «это» тоже входило в ритуал? Зачем «делал вид» Сережа? Зачем «делал вид» автор? … Одни вопросы кругом … | |||||
| viexcroc@mail.ru | | |||||
|
Отклики:
[15324] Ну это уже .....;
[15326] '...Он все заранее знал';
|
| Отклик на а я на диете:) |
| elevs | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Мальчик со шпагой | ||
| Заголовок: | Деликатно выраженные сомнения | ||||
|
Здрасьте. > цели другие были при написании, т.е. даже не цели, а просто-о другом писал. Писал о другом, и как раз именно поэтому – приходится и «о том». Однажды я уже изволил говорить об основном, как мне кажется (а также видится, слышится и осязается) противоречии в восприятии крапивинских книг. И противоречие это проявляется в том, что почитатели страстно признаются, какие чувства у них вызвало чтение, как они «были потрясены», «читали всю ночь», «ходили под впечатлением», «рыдали», «вспоминали о своем», «сокрушались о невозвратном», «оплакивали несбывшееся» – и пр. и др. А вот насчет выводов из тех книг – так перво-наперво стремятся доложить о заключениях «по нравственной части», что они, дескать, извлекли и которыми прониклись – ну там, как надо дружить, делать добро, с чем именно надо бороться – будто бы ради тех выводов и читают взахлеб одну за другой книги любимого автора. Не то чтобы притворялись, но какие-то в этом иногда проглядывают … уж не знаю, как сказать. Не то осторожность, не то «сухоядение», не то еще что-то. Конечно, ничто не мешает порыдать-порыдать, да и проникнуться нравственными идеями. Но появляются вопросы – например, отчего для этого читать именно Крапивина. Есть же другие воспитывающие книги, более подходящие для взыскующих моральных предписаний. (Какая-нибудь «Сластолюбивая Соня». «Маленькая Соня была очень сластолюбива. Однажды она съела все варенье, сваренное ее матерью для бедных людей». Или с положительной тенденцией – «Наш добрый маленький Фриц» (тоже пер. с немецкого), о котором ехидная рецензентка отозвалась, как о книге «показывающей юному читателю, что добрые поступки вознаграждаются из рук вон плохо, отчего и надо сдерживать свои благородные порывы» :)) Ну вот. А поскольку именно «Мальчик со шпагой» считается самой «идейной, программной, этапной, призывающей, вдохновляющей, формирующей» книгой, где главный герой откровенно и смело выведен автором как сосредоточие всех проповедуемых добродетелей, как носитель и проводник всех открываемых (или все-таки «навязываемых»? а?) читателю высоких качеств и стремлений, то именно эту самую книгу страшно соблазнительно «взломать» – посмотреть, что внутри, как она написана, за счет чего воздействует. И пресловутая мотивация героев – как раз неплохой пример «взгляда изнутри». Итак, пусть идеалы в повести так и остаются идеалами – таким неприкосновенным монолитом – их можно обойти, обратясь к отдельным моментам, сугубо конкретным вопросам. Например, почему Сережа закрывал ладонями уши? | |||||
| viexcroc@mail.ru | |
| Отклик на нас как менеджеров учили хорошо... |
| elevs | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Мальчик со шпагой | ||
| Заголовок: | |||||
|
У-у-у-у, специалисты! Самые вредные люди на свете. Все время им что-то надо – то поправить, то опровергнуть, то, нарочно посмотрев в первоисточник – бестактно заявить: «Вот как звучит эта же самая цитата ПОЛНОСТЬЮ» и т.д. и т.п. Про эту иерархию прочел однажды в электричке – ехал со знакомыми, у одной была тогда сессия – вот ее учебники и читал дорогой. Особенно понравилось про низкие потребности человека, а более высокие – из-за недостоверности и сомнительности формулировок – запомнились смутно. Поэтому, какие потребности там самые-самые высшие – стать специалистом, человеком с большой буквы или сверхчеловеком, что бога за бороду держит – до сих пор не ясно. (Но, помнится что наивысшая потребность в той иерархии – все-таки заявлена как «личный успех», а не нечто, ведущее к «самопожертвованию», «смирению» или «духовности». Так что самоактуализация – тоже, выходит, достижение личного успеха за счет профессионального роста, приобретения опыта, подлизательствования к начальству и подсиживания коллег и прочих конкурентов. Так, во всяком случае, должно внушать будущим менеджерам – и правильно – дабы не совратить их идеями самоактуализации в духе Макария Египетского и Феодосия Печерского … или Крапивина ;-)) Интересно, что в середине – как раз сильная потребность в общении с окружающей группой, потребность «стать своим», заслужить ее признание (опять не так?). А меж тем, герою книги вроде бы «пофигу» оценка определенной группы окружающих его людей – соучеников, учителей, других «просто людей» (хотя никакой неприязни к ним он не испытывает). Но, тем не менее, их попытка его почествовать, наградить, похвалить, поаплодировать ему и пр. – оставляет его чуть ли не равнодушным. «Не то, всё не то». «Холодно, холодно …». Недосамоактуализировался он или пересамоактуализировался? Списать такое отношение (отчетливо прописанное в повести) на «Сережину скромность» – немножечко все-таки покривить. Чего-то он ждет другого и от других, явно ждет, хоть и делает вид, что не ждет. Значит, не всякое признание окружающих (хоть бы и трижды добропорядочных) имеет значение для него. Какое-то особое признание особых лиц нужно ему для того самого «повышения самооценки» и вообще, для подъема (хоть бы и по ступеням той самой пирамидки) «к звездам». | |||||
| viexcroc@mail.ru | | |||||
|
Отклики:
[15352] философии;
|
| Отклик на Дядюшка Фрейд разрыдался бы от счастья :^) (-) |
| Незнакомка | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Мальчик со шпагой | ||
| Заголовок: | скорее - перевернулся в гробу:) (-) | ||||
| | |
| Отклик на а я на диете:) |
| ЛИС | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Мальчик со шпагой | ||
| Заголовок: | Дядюшка Фрейд разрыдался бы от счастья :^) (-) | ||||
| ua0lps@mail.ru | | |||||
|
Отклики:
[15277] скорее - перевернулся в гробу:) (-);
|
| Предыдущий лист | Следующий лист |
| Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина |