Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина
Лист_ _Темы
Мальчик со шпагой
( Уголок для дискуссий )
 
Предыдущий лист   1 Апр 02 - 3 Апр 02 Следующий лист  


_ добавить новое сообщение_

Отклик на а я на диете:)
 elevs  3 Апр 02 21:02  Cообщ. №15323   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик со шпагой
 Заголовок:  Что нам стоит дом построить
Зачем все эти изыскания «насчет берета»? Мелочи? Или – «ну, и что из этого?»
И пусть. Пусть та или иная деталь еще ничего не значит и ни о чем существенном не говорит. Лиха беда. Да если подобным образом обозреть каждый эпизод, если надо – каждую фразу, за каждое слово ухватиться, и накручивать, и валять – тогда можно надеяться постепенно и непринужденно сложить целую картину – не искусственную концепцию, которой, откровенно говоря, до сих пор пробавлялись. Конечно, картина эта наверняка не будет такой строгой и стройной, но … как и вся жизнь.
«Копать» – да что копать, можно и через пальцы просеять всю книгу, если надо. Всё найти – все монетки, болтики, шарики, все ручные гранаты – всё, что там затеряно, запрятано и забыто. И никто не скажет, что мол, что-то пронесли – нет, всё оттуда, всё из текста.
Прошу прощения за навязчивость со всей этой «теорией творчества», такой же самопальной, как водка. Но – всякое произведение можно уподобить зданию, которое, какое бы впечатление ни производило, всегда может заставить думать: «как построено, из чего построено, за счет чего построено, по какому замыслу». И «Мальчик со шпагой» порождает подобные вопросы со страшной силой – хотя можно было бы и «не забивать голову», а наслаждаться созерцанием и нравственным воздействием книги на очарованную коллективную душу. Но если …
Если восхищаться – и одновременно щупать дерзкой лапой – например, как насчет «зазоров» между этикой и, допустим, эстетикой. Есть в этом какая-то справедливость, не так ли? Нельзя же всё «так оставить». Видит бог, не для каких-нибудь далеко идущих коварств, но для того, чтобы просто не сойти с ума – от такого жуткого вдохновенно-организованного прессинга в художественной форме. Может, кому-то это и не грозит нисколечко, а вот кому грозит – поневоле ухватится за мелочи, за «мотивацию» - может, последний мосток между «мирами» и обычным грешным людом.
 viexcroc@mail.ru |  
 Отклики: [15330] Давайте откроем новую рубрику.;


Отклик на а я на диете:)
 elevs  3 Апр 02 20:56  Cообщ. №15322   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик со шпагой
 Заголовок:  Почему Сережа закрывал ладонями уши?
«Серёжа отправился в клуб не в шапке, а в форменном берете, и холод хватал его за уши. Серёжа закрывал их ладонями и поддавал ходу.»

Вот почему он отправился в клуб не в шапке, а в форменном берете?
Торопился? – но надеть шапку, а берет с собой – сколько лишних секунд это займет? Ведь «сбор начинают, когда сбегутся все, а на это уходит минут сорок». Ходил все время в шапке, а тут, невзирая на мороз, побежал в берете. Почему?
Да потому, что он все заранее знал.
Оттого и хотел появиться сразу готовым, не хотел, чтобы его увидели – даже в первый момент, даже на пороге – не в форменном берете, а в этой «бесформенной» шапке (дань холодному климату, символ «досадного быта»), такой «цивильной», такой «вопиюще несоответствующей». И не хотел на глазах у всех снимать ее, прятать, торопливо вытаскивать и надевать берет, не хотел портить этой шапочной суетой торжественной минуты. Изначально не хотел.
И, кроме того – поскольку эти минуты предстояло запомнить на всю жизнь – хотел сразу, заранее быть готовым, проделать этот звездный путь уже «облаченным», ну известно, значение в детстве всех этих ритуалов, символов, талисманов, вообще всей символической традиции, представлений о том «как всё должно быть», что, в сущности, и развивала «Эспада» с ее формой, эмблемами, клятвами, торжественными актами и прочим, и прочим.
(Ну и само собой – крапивинский мотив – легкость, распахнутость, преждевременный переход на летнюю форму – как вызов «злой и косматой» зиме, «навстречу лету», которому «не скоро кончиться»).
Одним словом, шапка никак не отвечала его настроению и ожиданиям. В особый час – не мог он «пойти как обычно», остро чувствовал это. (А примороженные уши – могли стать последней жертвой, уже нестрашной, смешной, но тоже вдруг оказавшейся необходимой «на пути». Если сейчас «жалеешь уши» – как потом будешь «поднимайся, барабанщик»?)
Иначе – зачем вообще было упоминать этот непонятный «выбор головного убора».

Вот так – «не ждал никаких торжеств и наград»!
Но – тогда выходит – что Сережа притворщик? Ведь он до последнего старательно изображал незнание, непонимание, недогадливость – «что-то случилось», «встревожился», «неужели опоздал»? Ах, всё вышло так неожиданно! Кокетничал внутренне, боялся сглазить? Или «это» тоже входило в ритуал?
Зачем «делал вид» Сережа? Зачем «делал вид» автор? …
Одни вопросы кругом …
 viexcroc@mail.ru |  
 Отклики: [15324] Ну это уже .....; [15326] '...Он все заранее знал';


Отклик на а я на диете:)
 elevs  3 Апр 02 19:50  Cообщ. №15321   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик со шпагой
 Заголовок:  Деликатно выраженные сомнения
Здрасьте.

> цели другие были при написании, т.е. даже не цели, а просто-о другом писал.

Писал о другом, и как раз именно поэтому – приходится и «о том».
Однажды я уже изволил говорить об основном, как мне кажется (а также видится, слышится и осязается) противоречии в восприятии крапивинских книг. И противоречие это проявляется в том, что почитатели страстно признаются, какие чувства у них вызвало чтение, как они «были потрясены», «читали всю ночь», «ходили под впечатлением», «рыдали», «вспоминали о своем», «сокрушались о невозвратном», «оплакивали несбывшееся» – и пр. и др. А вот насчет выводов из тех книг – так перво-наперво стремятся доложить о заключениях «по нравственной части», что они, дескать, извлекли и которыми прониклись – ну там, как надо дружить, делать добро, с чем именно надо бороться – будто бы ради тех выводов и читают взахлеб одну за другой книги любимого автора.
Не то чтобы притворялись, но какие-то в этом иногда проглядывают … уж не знаю, как сказать. Не то осторожность, не то «сухоядение», не то еще что-то.
Конечно, ничто не мешает порыдать-порыдать, да и проникнуться нравственными идеями. Но появляются вопросы – например, отчего для этого читать именно Крапивина. Есть же другие воспитывающие книги, более подходящие для взыскующих моральных предписаний.

(Какая-нибудь «Сластолюбивая Соня». «Маленькая Соня была очень сластолюбива. Однажды она съела все варенье, сваренное ее матерью для бедных людей». Или с положительной тенденцией – «Наш добрый маленький Фриц» (тоже пер. с немецкого), о котором ехидная рецензентка отозвалась, как о книге «показывающей юному читателю, что добрые поступки вознаграждаются из рук вон плохо, отчего и надо сдерживать свои благородные порывы» :))

Ну вот. А поскольку именно «Мальчик со шпагой» считается самой «идейной, программной, этапной, призывающей, вдохновляющей, формирующей» книгой, где главный герой откровенно и смело выведен автором как сосредоточие всех проповедуемых добродетелей, как носитель и проводник всех открываемых (или все-таки «навязываемых»? а?) читателю высоких качеств и стремлений, то именно эту самую книгу страшно соблазнительно «взломать» – посмотреть, что внутри, как она написана, за счет чего воздействует. И пресловутая мотивация героев – как раз неплохой пример «взгляда изнутри».
Итак, пусть идеалы в повести так и остаются идеалами – таким неприкосновенным монолитом – их можно обойти, обратясь к отдельным моментам, сугубо конкретным вопросам.
Например, почему Сережа закрывал ладонями уши?
 viexcroc@mail.ru |  


Отклик на нас как менеджеров учили хорошо...
 elevs  2 Апр 02 21:04  Cообщ. №15304   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик со шпагой
 Заголовок:  
У-у-у-у, специалисты! Самые вредные люди на свете. Все время им что-то надо – то поправить, то опровергнуть, то, нарочно посмотрев в первоисточник – бестактно заявить: «Вот как звучит эта же самая цитата ПОЛНОСТЬЮ» и т.д. и т.п.
Про эту иерархию прочел однажды в электричке – ехал со знакомыми, у одной была тогда сессия – вот ее учебники и читал дорогой. Особенно понравилось про низкие потребности человека, а более высокие – из-за недостоверности и сомнительности формулировок – запомнились смутно.
Поэтому, какие потребности там самые-самые высшие – стать специалистом, человеком с большой буквы или сверхчеловеком, что бога за бороду держит – до сих пор не ясно.
(Но, помнится что наивысшая потребность в той иерархии – все-таки заявлена как «личный успех», а не нечто, ведущее к «самопожертвованию», «смирению» или «духовности». Так что самоактуализация – тоже, выходит, достижение личного успеха за счет профессионального роста, приобретения опыта, подлизательствования к начальству и подсиживания коллег и прочих конкурентов. Так, во всяком случае, должно внушать будущим менеджерам – и правильно – дабы не совратить их идеями самоактуализации в духе Макария Египетского и Феодосия Печерского … или Крапивина ;-))

Интересно, что в середине – как раз сильная потребность в общении с окружающей группой, потребность «стать своим», заслужить ее признание (опять не так?). А меж тем, герою книги вроде бы «пофигу» оценка определенной группы окружающих его людей – соучеников, учителей, других «просто людей» (хотя никакой неприязни к ним он не испытывает). Но, тем не менее, их попытка его почествовать, наградить, похвалить, поаплодировать ему и пр. – оставляет его чуть ли не равнодушным. «Не то, всё не то». «Холодно, холодно …». Недосамоактуализировался он или пересамоактуализировался?
Списать такое отношение (отчетливо прописанное в повести) на «Сережину скромность» – немножечко все-таки покривить. Чего-то он ждет другого и от других, явно ждет, хоть и делает вид, что не ждет.
Значит, не всякое признание окружающих (хоть бы и трижды добропорядочных) имеет значение для него. Какое-то особое признание особых лиц нужно ему для того самого «повышения самооценки» и вообще, для подъема (хоть бы и по ступеням той самой пирамидки) «к звездам».
 viexcroc@mail.ru |  
 Отклики: [15352] философии;


Отклик на Дядюшка Фрейд разрыдался бы от счастья :^) (-)
 Незнакомка  1 Апр 02 9:53  Cообщ. №15277   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик со шпагой
 Заголовок:  скорее - перевернулся в гробу:) (-)
  |  


Отклик на а я на диете:)
 ЛИС  1 Апр 02 5:34  Cообщ. №15269   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Мальчик со шпагой
 Заголовок:  Дядюшка Фрейд разрыдался бы от счастья :^) (-)
 ua0lps@mail.ru |  
 Отклики: [15277] скорее - перевернулся в гробу:) (-);


Предыдущий лист   1 Апр 02 - 3 Апр 02 Следующий лист  

Перейти к сообщению
Поиск:
Искать только в текущем форуме   Справка  Детальный запрос

Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина