Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина
Лист_ _Темы
Трое с площади Карронад
( Уголок для дискуссий )

 
Предыдущий лист   13 Сен 01 - 14 Сен 01 Следующий лист  


_ добавить новое сообщение_

 Анна  14 Сен 01 16:09  Cообщ. №9020   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Трое с площади Карронад
 Заголовок:  Зеркала и плоскости
СоздаЈтся впечатление, что большая часть дискуссий о творчестве ВП исходит из двух довольно странных предпосылок:
1. Крапивин уникален и рассматривать его надо как нечто безусловно одиночное и несравненное (и несравнимое);
2. Крапивин - Учитель (во всех смыслах, вплоть до "основания новой религии").

И то, и другое, собственно говоря, неверно.

1. ВП как писатель вовсе не уникален - но именно этим и замечателен. Он сродни таким авторам, как Честертон, Шварц, Шаров, Экзюпери и другие, для кого "самое удивительное в чудесах то, что они случаются" (© Г.К.Честертон). Тем, кто точен в деталях, но детали для них - вещь попутная. Говоря об авторах этого ряда, совершенно естественно говорить об идеалах, ощущениях и позициях - и совершенно бессмысленно рассуждать о технологической достоверности того или иного элемента фабулы или рассматривать героев с точки зрения фрейдизма, гештальта или там НЛП. Не "нескромно", не "крамольно" - просто бессмысленно. Крапивин не поместится где-то между Кафкой и Константиновым, он о другом. Он не ведЈт тонкую интеллектуальную игру, хотя у него есть о чЈм подумать. Он не блещет неподражаемым юмором, хотя с чувством юмора у него всЈ в порядке. Он не поражает запредельным богатством языка, хотя он родом из тех времЈн, когда хороший язык был для писателя естественным инструментом и отсутствие его ещЈ не называлось "творческим приЈмом". ВсЈ это не то. ВП из другого ряда. Он просто помогает человеку - и большому, и маленькому - определить свою позицию. По отношению к себе - и к миру. У ребЈнка и у взрослого позиции эти разные, и это нормально. ПричЈм повторю: ВП выступает не как ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕПОВТОРИМЫЙ, а как ОДИН ИЗ РЯДА, ибо иначе он рискует превратиться в некий Коран, что не идЈт на пользу ни ему, ни читателю.

2. Крапивин не Учитель. Он не основал ничего, что могло бы претендовать на роль некоего "нового учения", и если кому-то из поклонников угодно попытаться навязать ему эту роль, попытка остаЈтся на их совести. Крапивин - педагог, очень хороший, поскольку у плохого педагога коллектив как минимум не прожил бы так долго, но, опять же, не единственный в своЈм роде. Этот ряд, хоть и тоже не слишком многочисленный, тоже можно очертить достаточно чЈтко: Макаренко, Сухмлинский, Иванов, Амонашвили. Из менее знаменитых, но не менее достойных - Устинов. Они все очень разные, но это один ряд - люди, посвятившие жизнь детским коллективам, педагоги по призванию, сумевшие, к тому же, рассказать о своих детях и о своей работе с ними. Я уже не говорю о Корчаке - человеке, в очень многом аналогичном ВП, но сумевшем сделать то, что Крапивин сейчас полагает для себя непосильным: защитить детей, за которых он нЈс ответственность, от бесчеловечности мира. Заметьте: не от гибели - от бесчеловечности. Защитить от смерти в этом мире удаЈтся далеко не всегда.
Так что, когда ВП говорит о детях, он как правило заслуживает доверия; независимо от деталей, фона и антуража, на уровне характеров он предельно реалистичен.

И вот если рассматривать ВП как писателя где-то между Экзюпери и Шаровым, как педагога - где-то между Макаренко, Ивановым и Корчаком, тогда вполне даже есть о чЈм поговорить. И сравнить, и выбрать, и найти параллели и расхождения. Конечно, можно задавать и обсуждать любые вопросы и даже, наверно, любым тоном, но некоторые из них так же нелепы, как попытка советской критики обвинить Сент-Экзюпери в "недостаточном обличении ужасов капитализма". Просто не о том.
 designer@key.ru |  Анна Ландер: галерея
 Отклики: [9027] вау!; [9036] Может ты на свете лучше всех... (из песни); [9275] ; [9277] ;


Отклик на 666
 Cергей  13 Сен 01 21:18  Cообщ. №8998   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Трое с площади Карронад
 Заголовок:  неа
>поэтому лучше все же оставаться читателем и не задавать лишних вопросов

Не соглашусь. Размышлять над произведением обязательно надо. А чтоб не скатиться до критиков, не надо указывать автору как надо было ему писать.
 into@mailru.com |  


Отклик на Я, как человек новый....
 Cергей  13 Сен 01 21:11  Cообщ. №8997   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Трое с площади Карронад
 Заголовок:  много чего
>Ну, как сказать, новый... Читаю все материалы форума со дня его основания.

Тогда врят ли Ваши слова про воспаленное воображение скораполительные, как я по началу подумал. Интересно, что действительно оно у меня такое? :)

>Какой вывод прямо-таки напрашивается после этих слов? Что ни директор пионерлагеря, ни тетка в автобусе, ни водитель троллейбуса (кто там еще был из отрицательных персонажей в "Мальчике со шпагой") в своей жизни больше уже никаких положительных поступков не совершат, коня на скаку не остановят и в горящую избу не войдут...

Ну с некоторой долей вероятности, как Вы надеюсь понимаете. Жизнь сложная штука чтоб однозначно так сказать. Есть у меня предположение, что свернуть с этой дорожки все же можно. Но в жизни я такого не встречал и о таком не слышал. :)

>...так что и бороться с творимым ими злом нужно только путем полного истребления его, этого зла носителей.

Ну если Вы вспомните, то тогда же я утверждал, что (1)бесполезно бороться уничтожая зло. Надо делать что-то хорошее. Но (2)нельзя и совсем не бороться. Уж Вам то наверно это очевидно? А вл берет факты такой борьбы(2), игнорирует (1) и начинает раздувать философию уничтожителей.

>Так много ли произведений его Вы прочитали настолько внимательно, чтобы спорить об идеях, в них заложенных?

Все что я его прочитал, я читал очень внимательно. И, как выяснилось, намного внимательнее некоторых его фанатов. О чем тоже не однократно говорил.

>А ELEVS ведь как раз демонстрирует прекрасное знание исходного текста...

И не понимание его смысла.

>- вкупе с редким в наше время владением родным языком, чему можно только позавидовать

Возможно. Я не большой специалист. Но у меня утилитаристский подход. Можно, например, прекрасно владеть топором и рубить дрова. А можно выстроить красивый терем. Одно владение еще ничего не значит. Важно как это используется. К слову сказать, я подозреваю в нем какого-то литературного критика. :))

>Нестандартная идея, да поданная на прекрасном русском, а не топорном "новоязе", да сдобренная изящным юмором...

Вот тут я совсем не соглашусь. Уж по чему - по чему, но по юмору я специалист. И я его очень люблю. Но у ELEVS-а именно стеб, а не изящный юмор.

>Ничего, кроме тупой ненависти к литературе, не вызывает.

Слава богу, я этого избежал. :)

>Так,сходу,ничего в голову не приходит; но если говорить конкретно про "крапиноведение", то статьи Евгения Савина из Калуги - безусловно, "высший пилотаж"

Посмотрю.
Но если зашла речь о просто примерах, то и я могу сказать, что считаю хорошим уровнем в критике о Крапивине: С. Переслегин. Помоги мне в пути.

>Здесь очень много еще можно сказать (в частности, и про те самые три этажа литтературы, и про "Лев Толстой как зеркало русской революции" я тоже ведь не ради словца упомянул) - я ведь, собственно, даже и не подступился к ней.

Честно сказать я вообще не понял про что Вы говорили. Какие еще этажи?
 into@mailru.com |  
 Отклики: [9054] Три этажа великой и могучей – первый; [9056] Три этажа великой и могучей – второй; [9057] Три этажа великой и могучей – флигель. Критиков надо любить; [9070] Три этажа великой и могучей – третий;


Отклик на Помилуйте, да где же тут Эзоп?
 Cергей  13 Сен 01 20:30  Cообщ. №8996   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Трое с площади Карронад
 Заголовок:  про изопов язык
>Помилуйте, Сергей, да какой же "эзоповский" язык?

Ну я может немного и не точен. Точнее надо было сказать "в изъяснении иносказаниями".

>Да вот же, вот ELEVS сокрушается нынешним читателем: "Вот получили мы новую книгу, прочитали и... <...> Но в любом случае, вопросы "а почему так написано", "а почему не иначе", "а чем вызвано", "а что повлияло" и т. п. - всЈ от лукавого. "Не нашего ума дело"...

Да, вот если бы было только это, я бы с Вами согласился.
Но дальше идет:
>...Во всяком случае, каждая попытка задаваться подобными вопросами должна считаться бестактной и чуть ли не вредной".

О ЧЕМ это? О том надо или нет задаваться подобными вопросами, а не как не размышление по существу этих вопросов. Понимаете, я воспринимаю речь целиком, а не по кускам. Если человек хочет задаться этим вопросом, он так и говорит. Во всех других случаях, это иносказание.
 into@mailru.com |  


Отклик на цитата для критиков
 kg  13 Сен 01 13:41  Cообщ. №8994   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Трое с площади Карронад
 Заголовок:  ну!
а я о чем говорю? о том же, что и ГКЧ!
 kgetmansky@mail.ru |  мое 'творчество'


 Анна  13 Сен 01 12:24  Cообщ. №8993   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Трое с площади Карронад
 Заголовок:  цитата для критиков
Господа критики! Вот вам цитата, напрямую с обсуждаемым автором не связанная, но способная расставить некоторые полезные акценты в дискуссии. Я целенаправленно ничего здесь не выделяю, не обрываю и не подчеркиваю, ибо каждый прочитает только то, что способен - не больше, не меньше.

Так летописец подошел к концу темных и бесплодных своих трудов, не дойдя, однако, до начала. Вероятно, читатель надеялся, что эта повесть, подобно мирозданию, объяснит, когда окончится, зачем же она была создана. Но собственный труд сломил его, он заснул, а летописец
слишком вежлив, чтобы его спросить, не узнал ли он разгадки во сне. Летописец не знает, крепко ли он спал и видел ли что-нибудь, кроме крылатых башен или белых храмов, шагающих по лугам сквозь сумерки, или свиней, подобных херувимам, или пламенной реки, текущей во тьму. Образы нелепы и ничего не значат, если не тронули сердца, а летописец недалек, но все же не станет защищать своих видений. Он пустил стрелу наугад, и не думает смотреть, попала она в ствол дуба или в сердце друга. Лук у него игрушечный, а когда мальчик стреляет из игрушечного
лука, трудно найти стрелу, не говоря о мальчике.
(© Г.К. Честертон)

 designer@key.ru |  Анна Ландер: галерея
 Отклики: [8994] ну!; [9215] Если уж речь зашла о снах (наш ответ Честертону ;-));


Отклик на Свобода воли и шиш с маслом
 kg  13 Сен 01 12:00  Cообщ. №8991   Написать отклик   Редактировать
 Тема:  Трое с площади Карронад
 Заголовок:  666
читатель, задающий такие вопросы, стремиться подняться до уровня критика. критики же братия еще та. поэтому лучше все же оставаться читателем и не задавать лишних вопросов. воспрятие художественного произведение должно происходить в основном на подсознательном уровне (даже если это произведение есть реализм). спрашивать себя "А почему тут написано так, а не о другому?" бессмысленно, так как даже автор на большинство таких вопросов ответить не может - все идет от сиюминутного желания, накопленного им опыта, каких-то свежих впечатлений и т.п. объяснение иррационально по сути, а значит его нет. почти нет.
 kgetmansky@mail.ru |  мое 'творчество'
 Отклики: [8998] неа;


Предыдущий лист   13 Сен 01 - 14 Сен 01 Следующий лист  

Перейти к сообщению
Поиск:
Искать только в текущем форуме   Справка  Детальный запрос

Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина