Я соответствующий раздел математики читаю студентам, и имею сказать следующее.
В школьном курсе физики рассматриваются частные случаи движения - движение по прямой и по окружности. Оставив в стороне последнее, рассмотрим движение по прямой. Самое сложное движение по прямое рассматривается равноускоренное, т.е. с постоянным ускорением. Направление вектора скорости при движении по прямой может совпадать с выбранным направлением координатной оси либо быть противоположным ему. При проектировании на ось, соответственно, получается положительная либо отрицательная проекции. Проекция вектора на ось - с точки зрения векторной алгебры есть координата вектора. Вектора, естественно, могут иметь и отрицательные координаты. Сам вектор есть категория, обладающая направлением и модулем (длиной). Поэтому применять к вектору слово "отрицательный" бессмысленно.
Вместе с тем в школе в силу простоты рассматриваемого случая вообще часто забывают о том, что рассматривают - вектор скорости или проекцию этого вектора на ось. Поэтому к скорости применяют слово "отрицательная", имея в виду, что её направление противоположно направлению выбранной координатной оси. И с физической точки зрения это совершенно не вредит делу. От данного конкретного учителя завивит, будет он ругаться по поводу применения слова "отрицательный" к понятию скорости, или нет.
При рассмотрении произвольного криволинейного движения оно (движение) задаётся векторной функцией скалярного аргумента. Графиком (годографом функции или, применительно, к кинематической интерпретации, траекторией движения) будет линия, описываемая концом радиус-вектора с координатами - компонентами векторной функции, зависящими от параметра t. Производная векторной функции (в случае кинематической интерпретации - скоростью движения) будет вектор, касательный к годографу (траектории движения), направленный в сторону движения. Это будет вектор, постоянно меняющий свои характеристики - направление и модуль.
И вот в этом случае говорить об отрицательной скорости бессмысленно совершенно.
Вот и вся петрушка.
Между прочим, вещи это довольно непростые, и кидаться друг в друга аргументами типа "ты болван" неверно. По крайней мере из моего потока данная тема при современной полной математической безграмотности школьных выпускников усваивается единицами.
Интересующиеся подробностями могут с ними ознакомиться в любом втузовском курсе математического анализа или высшей математики в разделе под названием "векторная функция скалярного аргумента" или "элементы дифференциальной геометрии", или... Мало ли как могут обозвать.
|