Сергей, за законодательство с Вами согласен, тут и спорить не о чем. Уже. При теперешнем раскладе позиций. Точнее - при выясненных позициях друг друга. Получается, что и я зря от максимализма открещиваюсь. Теперь - открещивался. Единственное осталось (но это - по желанию) - услышать бы от Вас про компромиссы. Мы с Вами на литературном форуме, как было справедливо замечено, посему предлагаю немного повернуть направление разговора.
Олег, автор сообщения в этом потоке, приводит высказывание: "Нет более опасного заблуждения, чем уподобление книжной действительности действительности реальной." Не смог определить - Олег это утверждает (приводит), или же цитируемый им автор. С позволения Олега (надеюсь на таковое) приведённую цитату переиначу в вопрос (сразу говорю - для меня, по крайней мере, он не риторический для сотрясания воздуха, а практический): можно ли и нужно ли пытаться книжную атмосферу перенести в реальную жизнь? Атмосфера повестей ВПК... Для меня первой его книгой была "Звёзды под дождём" (там было две повести - одноимённая книге и "Та сторона, где ветер"). Был 1972 год (определил по году издания книги в издательстве "Карелия"), мне тогда было 12 лет. Следующие произведения ВПК прочитал позже в журнале «Пионер» и в библиотечных книгах. Помню, что книгой для меня стала «Оруженосец Кашка». И уже потом – «Всадники на станции Роса» и «Мальчик со шпагой». И потом была попытка перенести Атмосферу в Реальную Жизнь. Было ли разочарование от неудачи сотворить ТАКОЕ в классе? Пожалуй, нет. У меня есть файл «Не расстанусь с комсомолом», написанный как письмо, а позже вывешенный в «Графомании» на Бобре, ежели кому интересно – потом вывешу. Во дворе же под влиянием повести ВПК «Та сторона, где ветер» удалось заразить всех запуском воздушных змеев. Их запускали все, за исключением «мопедовской» компании. Даже взрослые. Могу ли считать своей победой приход в «змеевую» компанию ребят из других районов? ТОГДА об этом не задумывался, конечно. Просто жил. В радиокружок на станции юных техников (в 14 лет) пришёл случайно – у картингистов был перебор. Именно в радиокружке стал лидером. Сразу. Коллектив, собранный не по территориально-производственному принципу, как в классе, на работе или в первичной комсомольской организации, а по интересам, ради творчества – это сила. Мне почти сразу и легко удалось собрать «в кучу» наших ребят-электронщиков и девчонок-«радисток» (мы занимались в разное время и в разных кабинетах) и «стереть» разницу между работой на коллективной КВ радиостанции и творчеством в лаборатории. Крапивинского Олега (из «Мальчика со шпагой») над нами не было. Требования к руководству станции были весьма просты – посещаемость «по головам» и участие в выставках детского творчества. Вот тут-то нам карта и пошла. Наши «поделки» творились не одним кружком, а всей станцией. Вы видели модели самолётов и кораблей, которые выставляются на стендовые соревнования? С мельчайшими фрагментами точно в масштабе? Эти ребята делали «дизайн». Девчонки шили то, что нужно шить. Мы изобретали и паяли. Наша игрушка – ВИА «Лягушата», где было 8 кривошипно-шатунных механизмов на 4 куклы, шитые девчонками костюмы, гитары-барабаны и т.п. от моделистов-виртуозов, самая невероятная электронная какофония, подобранная и настроенная так, что «гармонировала» с любой музыкой делалась не меньше года. За три дня до республиканской (по Карелии) выставки НТТМ нас, ребятишек из разных школ и кружков по письму из обкома комсомола освободили от школы на аврал. Теперь-то понимаю бюрократический механизм такого освобождения, для чиновников подмахнуть такую бумагу было, как плюнуть, но мы праздновали это как победу. Радовались тому, что признали наконец-то наше неформальное объединение. На выставке были два претендента на «золото» – мы и ребята из ПТУ, которые построили огромную модель трактора ДТ-55 – основного изделия градообразующего предприятия. Модель впечатляла размерами и тем, что ездила, управляясь с выносного пульта на проводах. Наши судо- и авиамоделисты обругали модель за топорное исполнение и за то, что нельзя сесть сверху и прокатиться. Но делалась модель в честь какого-то юбилея завода. В свете этих обстоятельств директор станции честно нас предупредил, что особо на победу рассчитывать не приходится. А нам было «поровну»! Мы были счастливы самим процессом творчества и тем, что весь народ на выставке был наш, точнее – вокруг нашей игрушки. В книге посетителей мы сами писали про трактор отзывы – нас (как «своих», поскольку мы были освобождены от школы ещё раз – дежурить по выставке) попросили об этом взрослые из оргкомитета. Разумеется, всё остальное место в книге отзывов было занято нашими «Лягушатами». На ВДНХ повезли, конечно же, трактор. Нам вручили серебряную медаль. Расстроились? Не помню. Зато помню грусть закончившегося праздника. Именно тогда написал свои первые стихи. Именно после выставки кто-то из наших принёс «Понедельник» Стругацких. Корреспондент из местной «Комсомолки» пришёл, когда мы уже почти все книгу прочитали. Началась бюрократическая неразбериха, поскольку часть кружков курировал ДОСААФ, часть – ГУНО, часть – ещё какое-то ведомство. Почему никто не мог просто сказать, что это была совместная работа? Позже, когда пришёл работать на станцию в начале перестройки в надежде повторить что-то подобное нашей Команде, увидел воочию, что не так всё просто по отчётам и методической работе. Оказывается, это приписки, когда одну работу пишут себе в отчёты разные отделы. Но корреспондента из «Комсомолки» мы, не сговариваясь, назвали Б.Питомником из «Понедельника». И Выбегалло мы видели в представителе ГУНО, даже внешне он был похож. Ого! Ну я и наваял! Пора уходить с работы. Если интересно – продолжу.
|