Прочитал "Лужайки, где пляшут скворечники". Прочитал и подумал, что прав был один человек из клуба"Лоцман", который написал: >Повесть мне >нравится. Правда, не очень нравятся мне намеки автора на какие-то >почти эротические мотивы. Мальчики за девочками (и наоборот) >подглядывают...
Все-таки повесть для детей, А нужно ли им это?Когда автор пишет про купание героев на Запретке, с трудом представляю такую ситуацию. Когда я сам был в пионерском лагере, ни о чем подобном, я не слышал, даже краем уха. Хотя игра в "выбор невесты" была.
В мальчишечьей комнате на койках сидят "женихи" накрытые одеялами и молчат, а потенциальная "невеста" запускается туда, и выбирает. Когда "выбор" сделан, "жених и невеста" идут сидеть на лавочке. За соблюдением выбора следит "комиссия". Я по воле жребия был в "комиссии". Нам было тогда по 10-11 лет.
Хотя конечно автору виднее, да и пишет он не только для детей. И конечно, вся повесть написана в мрачных тонах (взрыв автобуса), со смакованием мрачностей ( рассказ про "Бейсболку" и про проволоку).Вообще, мрачные тона, характерны для Крапивина, почти все его книги имеют мрачноватый оттенок, за редким исключением. Хотя наше время такое.
И еще, что-то уж очень много, на БЕЗЛЮДНЫХ пространствах людей. Это уже не те безлюдные пространства что мы видели в "Самолет по имени Сережка" и "Лето кончится не скоро". Там они были действительно БЕЗЛЮДНЫМИ. Я в детстве сам был большой любитель всяких пустырей, и когда я впервые прочитал одну из повестей о Безлюдных Пространствах ("Самолет по имени Сережка") был просто поражен совпадением впечатлений у автора, и у меня. Нам, наверное одинаково близки подобные пространства. Еще более сильно меня зацепили описания Безлюдных Пространств в "Лете..".
А пока маленькое отступление.
Когда мне было 10 лет, как-то раз, я с товарищем гулял по большому пустырю, на задворках кондитерской фабрики, ранее тут были двухэтажные дома но их снесли, а еще раньше какая-то фабрика, которая сгорела в незапамятные времена, и от нее остались лишь развалины да подвалы. все это заросло полынью, и было окружено плотными и высокими кустами. Вот уж поистине Безлюдные пространства... И вот во время той прогулки, я рассказывал товарищу про то, как в пионерском лагере один мальчик подарил мне монгольскую монетку, в 10 менге, и про то, что я ее там потерял. Но товарищ мне не верил. Я описывал ему как она выглядит, но он все равно не верил. И вот в двух шагах впереди, на земле я заметил две монетки, одну маленькую белую, и вторую побольше, желтую. Когда я их поднял, и разглядел, одна (маленькая) оказалась достоинством 10 менге, точь-в-точь, такая какой я ее описывал. Вторая монетка то же оказалась монгольской, да еще какой-то юбилейной. На одной стороне был герб МНР, а на другой всадник в национальной одежде, на фоне их национальной избы - юрты. И надпись: Бнамау 40 жыл. Товарищ сказал что я сам их сюда подбросил. Но я то знал, что это не так. Как на этом пустыре оказались монгольские монеты, и почему я их нашел сразу после рассказа о потерянной монете, остается для меня загадкой.На таких пустырях в детстве я гулял часами, один, или с приятелем.
Конец отступления.Получилось не такое уж и маленькое... А то, что есть связь с другими произведениями, не обязательно даже быть таким наблюдательным как г-н Талалаев (один из исследователей миров Крапивина, автор "Топологии миров Крапивина", которая гуляет по сети) Такие явные связи как Саид-хар ("Сказки о рыбаках..."), и Гриша Сапожкин ("Лето кончится не скоро"), но есть наверное и другие, не такие явные, но оставим их г-ну Талалаеву. Саид-хар между прочим связывает между собой Безлюдные пространства и Великий кристалл. Но это уже "Талалаевщина" :-). Но все же повесть мне понравилась, как понравилась мне "повесть в повести" по Черных Кирасир. Она напомнила мне "Взрыв Генерального штаба", похожая история, власти посылают мальчишку для выполнения опасного задания, для спасения государства.
Впечатления от "Лужаек.." порой были очень сильными, например когда читал про Саид-Хар, было ощущение что смотрю фильм "Блок пост", или "Чистилище" г-на Невзорова, опустошающее впечатление. Но это точное отражение реалий нашего времени. Впечатлений, в общем-то много, но мне их трудно выразить словами, а тем более записать. Свое мнение о стиле высказывать наверное не беду, не специалист я по стилям...
|