Порочный полукруг
...второй подарок - назидательный. На Болотной площади, за памятником Репину и невдалеке от Моста искусств, Михаил Шемякин поставил монумент "Дети - жертвы пороков взрослых". Выглядит это так. Фигуры, олицетворяющие тринадцать пороков, полукругом обступают двух детишек с завязанными глазами. Видимо, Шемякин почувствовал себя художником-передвижником и бросился обличать социальные пороки, к числу которых отнес пьянство, наркоманию, эксплуатацию детского труда, лжеученость, равнодушие, садизм, нищету, войну и проч. Признаться, для такого произведения места лучше, чем Болотная площадь, и не придумаешь - здесь всегда детей выгуливают. К ним, беззащитным, и обращается художник: "Гуляйте, детки, гуляйте, да будьте начеку. Как знать, может, в вашей доброй нянюшке спрятался монстр-садист, во всезнайке-гувернере - лжеученый, а то и что-нибудь похуже".
Видимо, чуя этот подвох, взрослое население близлежащих мест бурно протестовало против появления памятника: дескать, теперь дети будут бояться гулять рядом со злобными шемякинскими уродами. На самом же деле причина этих протестов в другом: не привыкли наши граждане встречаться в городе с современным искусством, то есть с таким, которое бы зрителя задевало - хоть непривычной формой, хоть нетривиальным содержанием. Ничего удивительного - десятилетиями на улицы и площади наших городов допускалось только то искусство, которое либо прославляло (ясное дело, власть), либо тихо напоминало - мол, был тут у нас Лермонтов, Тимирязев был, Репин. И не дай бог, чтоб горожанин при встрече с каким не то монументом удивился, встревожился, растянулся на тротуаре, заглядевшись. По всему миру современное искусство всю вторую половину XX века ломилось в города: кинетические модели Наума Габо обживали площади, монументальные хохмы Клауса Ольденбурга приветствовали выходящих из Северного вокзала в Милане, абстрактные композиции Роджера Мура томно нежились в парижских скверах. У нас же при Хрущеве вполне "безобидного" с точки зрения формы Гоголя скульптора Николая Андреева перенесли с глаз долой - с Гоголевского бульвара во двор (очень уж этот андреевский Гоголь неоптимистично выглядит) и заменили этаким бодрячком с книжечкой, на нем глаз захочет - не остановится. Потом на смену всем этим кропоткиным-энгельсам-димитровым пришли мишки-золотые рыбки-святые георгии, но по сути ничего не изменилось: современное искусство в город не просочилось.
В общем, тишь да гладь, а тут вдруг посреди города какая-то Эксплуатация детского труда собственной персоной. Вот любители посидеть на Болотной площади и всполошились. Только зря. Шемякин, конечно, признанный мастер гротеска, но гротеск его вполне салонного свойства, а потому всерьез задеть и напугать никого не может. Да и сусальности в фигурках "жертв", этаких златокудрых октябрят, с избытком, что придает всему сооружению умилительный оттенок. У потенциальных же жертв родительских пороков, как показывают наблюдения, сложились особо теплые отношения с Проституцией - распростершей объятия жабой с соблазнительным женским телом. Дети радостно ручкаются с ней, вероятно, принимая эту миловидную особу за Царевну-лягушку. |