| Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина |
| Лист_ | _Темы |
| Следующий лист |
(перенесено) Несколько небольших замечаний о Голубятне и Кристалле Алькор 17 Июл 01 |
| Отклик на Маленький принц |
| Юлия | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Экзюпери+Крапивин | ||
| Заголовок: | Факты, а не домыслы | ||||
|
Приветствую всех! Я не слишком люблю споры о творчестве писателя, но считаю, что у читателя ЕСТЬ право воспринимать книги по-своему. А вот приписывать писателю свои мысли, свои взгляды, домысливать, что автор хотел сказать, да еще при этом слегка передергивать факты – думаю, что это недопустимо. Можно говорить – “как мне кажется, автор хочет сказать”, но нельзя – “автор хотел сказать”. Между тем послание ВЛ может стать убедительным лишь для того, кто понаслышке знаком с творчеством Сент-Экса и “по диагонали” читал книги Крапивина. Не собираясь полемизировать с выводами автора, хочу все же показать, что строятся они на весьма шатком фактическом материале. Сначала – о Крапивине. “Голубятня на желтой поляне”. 1-я часть. Нашествия и их последствия. Под угрозой не помехи счастью детей, не покушение на возможность их дружбы, а трагедии всего населения, гибель сотен людей. И эксперименты “мирных” инопланетян, для которых “нашествия лишь побочный продукт эксперимента”. 2-я часть. Теперь “безобидным” инопланетянам нужна искорка – не для поддержания их жизни, для проведения новых экспериментов над галактикой. И они идут на мелкие шкоды, на большие подлости, на убийство Еремы… 3-я часть. Очередной (подчеркиваю это – для тех, кто поверил, что с Теми, кто велит, “переговоры не ведутся”) разговор Яра и Магистра. Спокойные признания последнего – “В случае крайней необходимости мы сможем перемешать с космической пылью всю Планету. Вместе со всеми, кто на ней находится, и с вашим оружием”… Ключевой диалог: Магистр: Никакое развитие, никакая история не обходится без жертв. Их нельзя было избежать. Люди часто гибнут во имя высшей цели… Яр: Во имя ВАШЕЙ цели НАШИ люди… Объясните этой девочке, ради чего во время нашествия погибла ее мать. Там длинный разговор, не буду продолжать. Приведу лишь ключевую фразу Яра, во многом объясняющую, во имя чего вступают в Борьбу герои Крапивина: “Счастье – когда счастливы те, кого любишь. И когда они есть – те, кого любишь”. Цикл о Великом Кристалле. Если внимательно(!) вчитаться в эти романы, то легко заметить, что ни один из героев, “обычных” или койво, не кичится своими возможностями не рвется в борьбу, не стремится “нетерпеливо” менять мир. Они просто живут – рядом с родными, друзьями, на своей Родине. Но приходит Беда. И от ощущение несправедливости в бой идут не только “чистые” дети, но и такие обыватели, как Корнелий. И никто не радуется победам, сопряженным с жертвами. А то, что излагает ВЛ – взгляды “лжекомандоров”, слова Консула, фактически. Так что – прошу прощения, но опять явная подтасовка фактов, авось никто не перечитает (или не прочитает) и поверит на слово. Наконец, “Мальчик со шпагой”. Не знаю, когда и для какого экзамена был написан реферат ВЛ, но мне – 35 лет. И я – человек тех самых, 70-х, на пару лет младше Сережки Каховского. И могу смело утверждать – повесть абсолютно реальна и нет в ней никакого “специального подбора черных персонажей”. Это абсолютно узнаваемые личности – и работники ЖЭУ, и учителя (среди которых поровну “порядочных”, равнодушных и “несимпатичных”), и “лагерная гвардия”, и…(кстати, не было никакой бабки-кондуктора, была посторонняя бабка из числа тех, кому мешают все и все на свете!). Это не “черные” персонажи, у них свои “благородные” задачи – “не пущать”, защищать определенные идеологические взгляды и т.д. Кстати, Крапивин в какой-то степени склонен понимать этих людей – и в “Колыбельной” Кир заметит, что “зловредная” учительница – просто замученная жизнью женщина, привыкшая к тому, что все идет “по накатанной дороге”, и Капрал в “Журавленке” появится, и “Мадам Жирафе” ничто человеческое не чуждо (она “неожиданно засопела, растолкала малышню и побежала вдоль коридора”)… В трилогии о Сережке другое интересно – и примечательно! Кто-то (вроде ВЛ) замечает лишь “черных” персонажей, но ведь основная-то идея, не раз прямо прозвучавшая на станицах – “хороших людей больше!” Об этом рассуждает сам Каховский, который просто не может понять – “кто же виноват, что среди людей попадаются такие дзыкины” , который, размышляя о шпане, до реальной встречи с ними, даже не склонен всерьез к ней относиться – “сам он ним разу не встречался с ними лицом к лицу. И, по правде говоря, не думал о них как о врагах” Об этом говорит журналист Ларцев во “Флаг-капитанах”, Олег, Сережкин отец, об этом и реальные факты, реальные персонажи свидетельствуют. Еще факты. “Торжества он не чувствовал. Победа – это конечно. Гордость. Но не торжество. И радости особой не было…” - это Сережка после боя со шпаной, он искренне не понимает – “почему они мешают другим”. История с Грачевым. Помнится, это уже звучало раньше как упрек – мол сразу милиция, репрессии… Но вот слова лейтенанта Сережи – “Нам с такими Грачевыми еще ВОЗИТЬСЯ и ВОЗИТЬСЯ. И воевать” (обратите внимание: воевать – в последнюю очередь!!!). Я просто не хочу забивать форум цитатами, просто все это подтверждает, что выводы ВЛ базируются на домыслах и на собственной жизненной позиции, а не на фактах. А реальность проста – герои Крапивина если и воюют – то “НЕ ПРОТИВ”, а “ЗА”. Без удовольствия, без радости, без торжества от победы. См. слова Яра выше. Теперь о Сент-Экзюпери. Хотела сказать много, ибо слова ВЛ – это опять лишь ЕГО мнение о том, что хотел сказать писатель. Но из «экономии места» остановлюсь на двух фактах. Прежде всего – самоубийство Принца, его возвращение на Планету связано не с «любовью/дружбой» - а с тем чувством ответственности, которое в нем пробудилось. «А вдруг барашек съел розу»? Это главный нравственный урок, и получается, что Сент-Экс ни в коей мере не призывает куда-то «уходить». Наоборот, основная идея (не МОЯ – это слова героев Сент-Экса и его самого) – «жить для людей». А второе – это уже мелочь, просто все друзья Сент-Экса, и Консуэло, и Марсель Мижо (автор книги в ЖЗЛ) – все они отмечали удивительную безалаберность и пренебрежение к порядку летчика-писателя. Так что фраза об»отвращении к беспорядку» непонятна, хорошо бы указать точный источник. Еще один момент. Даже если (повторюсь, ЕСЛИ) принять за истину то, что «автор в дружбе хотел, чтобы про него не забывали, писали регулярно письма, слушали его стихи, романы… хотел быть нужным и очень хотел, чтобы нуждались в нем» - то надо учесть, что именно так он вел себя сам. В чем-чем, а в эгоизме Сент-Экса никто никогда не упрекал. Да и вообще - Достаточно взять в руки и ВНИМАТЕЛЬНО прочитать “Планету людей” - и станет ясно, что “образ молодого человека, абсолютно не волнующегося о жизни среди людей, а, наоборот, грезящего о своем оазисе – колодце дружбы” - не есть образ Сент-Экса, человека, умевшего отдавать себя друзьям, умевшему жить в обществе и для общества и отдавшему жизнь за “погрязшее в нравственном пороке человечество” Ну а «философский смысл» эпизодов «Маленького Принца».. Повторюсь, каждый вправе что-то увидеть за строками книги, но нельзя с уверенностью утверждать, что именно это там сказано;-))) Вот – факты. Предупреждаю сразу – я не собираюсь отвечать, судя по тону дискуссий, споры бессмысленны. Приведенные цитаты адресованы тем, кто мог бы поверить ВЛ. Благодарю за внимание и терпение. | |||||
| dezhkin@mail.ru | | |||||
|
Отклики:
[7333] ;
[7346] Несколько небольших замечаний о Голубятне и Кристалле;
|
| Отклик на |
| Аня | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Экзюпери+Крапивин | ||
| Заголовок: | ...он понимает все на свете, даже детские книжки... (Сент-Экзюпери) | ||||
|
> Если Вы хотите выставить меня, > как человека накидывающегося на произведения Крапивина, > хотя у меня был выбор сказать о них хорошо- так это не так. > Я не собираюсь поступаться своей совестью. извините, можно было бы заметить, что я никого не "выставляла" :-( Наличие РАЗЛИЧНЫХ точек зрения на художественное произведение - это естественно, остальное - вопрос поведения, понимания и уважения (именно об этом я и говорила). > Если я скажу то, что мне нужно, Вы всЈ равно не поверите. Почему? (В этой фразе скорее констатация не моей, а Вашей предвзятости) > Вообщим, у меня всЈ нормально. Это хорошо (или нормально?). Жаль, что Вы ничего не упомянули о друзьях... | |||||
| manoshin@tula.net | | |||||
|
Отклики:
[7365] итак про меня тут можно много чего узнать...;
|
| Отклик на И только-то? |
| вл | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Экзюпери+Крапивин | ||
| Заголовок: | письмо богатым | ||||
|
............Небогатые же у Вас, извините, сопоставления. Уж извините, сколько есть. .........Для экзамена это, наверно, сошло, но предлагать такой, с позволения сказать, анализ в качестве чего-то самостоятельно ценного - как-то даже неловко. Во-первых, "Маленький принц" рассмотрен довольно поверхностно. Ага, доцент оценила экзамен в силу "так себе обучения" в нашей Академии. Ну-ну. Вам самой-то не противно от того, что Вы сразу ищите повод обвинить меня в том, что оценка моя халтурная? И ставите под сомнение качественность обучения в ВУЗе, так играючи. «А, мол, его! Не училась, не знаю, но осуждаю.» Ну вот обменялись любезностями, а теперь к делу. .........Сюжетно всЈ близко к тексту, а вот что до сути... Дело ведь не в том, чтобы спрятаться от жизни в красивой дружбе, а в том, чтобы увидеть под пустынной оболочкой родники, обогатить жизнь настоящими ценностями, которые оказались позабыты за суетой. Объясните тогда зачем Маленький принц совершил самоубийство? …………..уж если рассматривать Вашу излюбленную тему "уничтожения инакомыслящих", то у Экзюпери она не появляется НИГДЕ И НИКОГДА. Только умоляю, не спорьте сами с собой. Потому что я с этим согласен. Жажда изменения мира- у Крапивина в «Мальчике со шпагой». А у Экзюпери в «Маленьком принце»- побег от мира, который осуждЈн автором. Я так и писал. ………. Даже самые суровые эпизоды "Цитадели" не несут в себе этой темы. ОК, я понял, только «Цитадель» я не анализировал. Я анализировал «Маленького принца». Так уж вышло. ………..Простите, ВЛ, за нескромный вопрос: а сколько Вам лет? Как-то уж очень по-старчески звучит Ваше неприязненное отношение к любому проявлению радости жизни, а уж если в нЈм, не дай Бог, можно усмотреть какой-то намЈк на телесный контакт... Наверно это Вы и называете «глубоким изучением» книги, да? В отличие от моего поверхностного-то. Это Ваши богатые сопоставления? В отличие от богатых не моих. Так Вы меня изучаете, а не книгу. ........ Туши свет, как говорят мои знакомые подростки. Тушите то, что хотите. ……………..У Экзюпери с Крапивиным, действительно, много общего. Прежде всего - в признании огромной значимости КАЖДОЙ отдельной личности, в неприятии суррогатов, в осознании ответственности за свою жизнь и то, что происходит вокруг. "Я о той любви, где тревога и боль друг за друга..." - "Человек навсегда в ответе за тех, кого приручил..." Здесь - главное, остальное - область ассоциаций. Не правда это Ваше мнение, которое нужно доказать. Главное в самоубийстве Маленького Принца. Потому что всЈ, что было до самоубийства- лишь своеобразная завязка идеи. Лишь обнаружение темы: дружба в безнравственном мире. А вот потом, когда Маленький принц совершает самоубийство и становится понятным что делать в этом мире. Самоубийство- это побег, однозначно. И Принц его совершает, отправляясь к своей оставленной розе. Я ведь не зря привЈл слова о том, что жена в мемуарах сестры писателя упомянута, в качестве перехода от мужской дружбы писателя к женской. Принц тоже обращается к своей розе(прообразом и была жена), исчезает из безнравственного мира, возвращаясь в уют женской дружбы. ……………….Защищать Крапивина от Ваших нападок мне, честно говоря, уже надоело. Не Вы первый, не Вы последний. Все, кто ценит в людях "посредственность и смирение"(© Я. Корчак), так или иначе используют аргументы, аналогичные Вашим, когда встречаются с достоинством, наличием у человека собственного мнения и готовностью его отстаивать. Не спорьте, если не хотите! Я же Вас не заставляю. Что Вас заставило отвечать, если вы этого не хотите? Вообще, ерунда какая-то: я говорил о повести исключительно, но Вы не сказали почти ничего о повести в сравнении с тем, как из Вас прЈт неприятие моей личности. Не хотите- не надо! Какое конкретно ваше мнение? «Туши свет, как говорят мои знакомые подростки.»- это что ли? Вам вообще есть, чего защищать-то? Если есть, то отчего Вы его не защищаете? А копаетесь во мне? Крапивина? Рассмешили. Уточните- как? Как человека или его достоинство? ………Да и сказано в форуме об этом уже немало. Сказано. И что? Как насчЈт- «доказано»? …………….Но мне категорически не нравится Ваша попытка "причесать" под ту же гребЈнку Сент-Экзюпери. Ну так это ж Вам не нравится. Что я-то могу поделать? Угождать против моих принципов. ……….. Приписывать "бездушный гедонизм" человеку, который говорил:"Чтобы жить, мне необходимо участвовать"... Полагать "бегущим от жизни" человека, который доказал свои гуманистические убеждения самым убедительным образом - отдав за них жизнь... «Бездушный гедонизм»? Это Ваше определение. Я такого не говорил, да ещЈ по отношению к Экзюпери. Может, Вам всЈ-таки прочесть сообщение, чтобы увидеть, что про кого я написал? ……….Что-то всЈ-таки есть в Вашем восприятии странное. Конечно, Анна! Ну что же ещЈ это? МоЈ восприятие. Вот она, где причина! «Странное восприятие». Так и запишем. МоЈ мнение какое-то неправильное, раздражающее даже, потому что имеет место быть «странное восприятие». Надеюсь всЈ для Вас раз и навсегда осталось ясным. Зафиксированным, понятным однозначно- и так, чтобы можно было просто не задумываясь думать о прочитанном: Запрос:«Маленький принц»- ответ: хорошо-о-о!… «Мальчик со шпагой»- ответ: хорошо-о-о-о!.. вл- ответ: плохо-о-о-о!.. ………….И ещЈ: о "тех, которые велят" и нежелании героев Крапивина вести с ними переговоры. Экзюпери писал: "В мире, в котором воцарился бы Гитлер, для меня нет места". Здесь мы снова встречаем родство писателей: НЕВОЗМОЖНО вести переговоры ЖИВОМУ с НЕЖИВЫМ. Согласен, нетерпение писателей объединяет. Только давайте определимся, кто решил, кто живой, а кто не живой? Неужели Вы, Анна? А если я решу? И по-другому? Это будет считаться. Ведь я человек. Или, может быть, Вы сомневаетесь в этом? Тогда напишите. Будет в очередной раз очень приятно узнать, какая Вы живая, а какой я неживой. ………. Дело не в том, чтобы кого-то уничтожить. Дело в том, чтобы пресечь попытки уничтожить себя, свой мир. И если нет возможности уйти от удара - отразить его. Вот и всЈ. Определитесь с тем, что Вы или герои писателей хотят защищать. Что? Возможность судить- кто живой, а кто не живой? Так это прерогатива Господа Бога. И если Вы позволяете себе судить кто же живой, а кто нет из реальных людей- Вы живЈте в идолах. ………Мне кажется, Аня права: может быть, Вам действительно нужна помощь? Не думаю, что Вы можете помочь мне копаясь в моей личности… только и всего. | |||||
| | |
| Отклик на Но я был слишком молод, я еще не умел любить. (Сент-Экзюпери) |
| вл | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Экзюпери+Крапивин | ||
| Заголовок: | |||||
|
.........Ваше обобщение и предлагаемая "классификация" не обоснованы - Вы же не читали "всех произведений", а обобщаете все творчество Владислава Петровича... ОК, согласен на 100, простите. Произведения те, что я читал, это к слову сказать, не мало. ........Ваше неприятие книг Крапивина - это Ваша личное мнение , не навязывайте его так неистово,.. пожалуйста. Неистово? Вы ЭТО не тем словом назвали- это называется "обоснованно". ........Вы так видите?! Вы выбрали этот "угол зрения"?! - это ваше право, у Вас его никто не отнимает(...)за таким понимание стоят Ваши проблемы, с которыми Вы не в силах справиться - может быть попытаться сначала их решить, может быть Вам нужна помощь? Я "выбрал угол зрения"? Как будто у меня был выбор. Вы говорите так, будто у меня оставался шанс любить произведения Крапивина, когда я понял, какие там идеи. Если Вы хотите выставить меня, как человека накидывающегося на произведения Крапивина, хотя у меня был выбор сказать о них хорошо- так это не так. Я не собираюсь поступаться своей совестью. Если я скажу то, что мне нужно, Вы всЈ равно не поверите. Проблемы? Не больше, чем у среднего человека и уж явно они не относятся к книгам Крапивина. Надеюсь, Вы понимаете, что... а, правда, понимаете, что моЈ участие в форуме ну максимум 10 процентов от всей полноты моей деятельности (и кстати я считаю, что это очень много...). Кроме форума я учусь, работаю, отдыхаю играю в волейбол, езжу на рыбалку(кака у нас рыбалка на Сугояке!), катаюсь на велике (26 километров в одну сторону), регулярно хожу в Храм... думаю, я обязательно что-нибудь да забыл. А ну да! читю книги (последняя- Марсель Пруст "В сторону Свана", известный модернист. Пишет в стиле "поток сознания"), смтрю фильмы (огромнейшая коллекция у меня- сотни фильмов уж очень люблю хорошее кино, у нас на телдевидении раньше даже делал программку про кино- только сейчас забросил) и конечно пишу книги. К сожалению, ещЈ не опубликовался, кроме как у Мошкова. Там я в Самиздате, конечно. Совершенно свободен. Вообщим, у меня всЈ нормально. | |||||
| | | |||||
|
Отклики:
[7327] ...он понимает все на свете, даже детские книжки... (Сент-Экзюпери);
[7335] дайте сцылу на ваше у мошкова;
|
| Отклик на Маленький принц |
| Анна | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Экзюпери+Крапивин | ||
| Заголовок: | И только-то? | ||||
|
Небогатые же у Вас, извините, сопоставления. Для экзамена это, наверно, сошло, но предлагать такой, с позволения сказать, анализ в качестве чего-то самостоятельно ценного - как-то даже неловко. Во-первых, "Маленький принц" рассмотрен довольно поверхностно. Сюжетно всЈ близко к тексту, а вот что до сути... Дело ведь не в том, чтобы спрятаться от жизни в красивой дружбе, а в том, чтобы увидеть под пустынной оболочкой родники, обогатить жизнь настоящими ценностями, которые оказались позабыты за суетой. И, кстати, если верить биографам, Экзюпери в жизни вовсе не ограничивался "мечтами о дружбе", у него действительно было много друзей, он действительно умел приручать - будь то французские интеллектуалы, американские бизнесмены, непокорЈнные мавры или испанские полковники. И не он о ком-то, а Леон Верт о нЈм сказал после его гибели: "Для меня самое главное в нЈм - это наша дружба". И уж если рассматривать Вашу излюбленную тему "уничтожения инакомыслящих", то у Экзюпери она не появляется НИГДЕ И НИКОГДА. Даже самые суровые эпизоды "Цитадели" не несут в себе этой темы. Наоборот, всюду, где только возможно, он искал возможности взаимопонимания, строил мосты, создавал дружбу, обогащая жизнь - свою и окружающих, щедро рассыпая радость и яркие краски. Кстати, если уж говорить о "реальной жизни", не без пользы для своей работы. Простите, ВЛ, за нескромный вопрос: а сколько Вам лет? Как-то уж очень по-старчески звучит Ваше неприязненное отношение к любому проявлению радости жизни, а уж если в нЈм, не дай Бог, можно усмотреть какой-то намЈк на телесный контакт... Туши свет, как говорят мои знакомые подростки. У Экзюпери с Крапивиным, действительно, много общего. Прежде всего - в признании огромной значимости КАЖДОЙ отдельной личности, в неприятии суррогатов, в осознании ответственности за свою жизнь и то, что происходит вокруг. "Я о той любви, где тревога и боль друг за друга..." - "Человек навсегда в ответе за тех, кого приручил..." Здесь - главное, остальное - область ассоциаций. Защищать Крапивина от Ваших нападок мне, честно говоря, уже надоело. Не Вы первый, не Вы последний. Все, кто ценит в людях "посредственность и смирение"(© Я. Корчак), так или иначе используют аргументы, аналогичные Вашим, когда встречаются с достоинством, наличием у человека собственного мнения и готовностью его отстаивать. Да и сказано в форуме об этом уже немало. Но мне категорически не нравится Ваша попытка "причесать" под ту же гребЈнку Сент-Экзюпери. Приписывать "бездушный гедонизм" человеку, который говорил:"Чтобы жить, мне необходимо участвовать"... Полагать "бегущим от жизни" человека, который доказал свои гуманистические убеждения самым убедительным образом - отдав за них жизнь... Что-то всЈ-таки есть в Вашем восприятии странное. И ещЈ: о "тех, которые велят" и нежелании героев Крапивина вести с ними переговоры. Экзюпери писал: "В мире, в котором воцарился бы Гитлер, для меня нет места". Здесь мы снова встречаем родство писателей: НЕВОЗМОЖНО вести переговоры ЖИВОМУ с НЕЖИВЫМ. Дело не в том, чтобы кого-то уничтожить. Дело в том, чтобы пресечь попытки уничтожить себя, свой мир. И если нет возможности уйти от удара - отразить его. Вот и всЈ. Мне кажется, Аня права: может быть, Вам действительно нужна помощь? | |||||
| designer@key.ur | | |||||
|
Отклики:
[7302] письмо богатым;
|
| Отклик на Маленький принц |
| Аня | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Экзюпери+Крапивин | ||
| Заголовок: | Но я был слишком молод, я еще не умел любить. (Сент-Экзюпери) | ||||
|
> Во всех произведениях Крапивина... Ваше обобщение и предлагаемая "классификация" не обоснованы - Вы же не читали "всех произведений", а обобщаете все творчество Владислава Петровича... Ваше неприятие книг Крапивина - это Ваша личное мнение, не навязывайте его так неистово,.. пожалуйста. Вы так видите?! Вы выбрали этот "угол зрения"?! - это ваше право, у Вас его никто не отнимает. Сент-Экзюпери, Крапивин... Мне, например, еще нравятся сказки Сергея Козлова... возможно Вы и их будете читать "по-своему"... за таким понимание стоят Ваши проблемы, с которыми Вы не в силах справиться - может быть попытаться сначала их решить, может быть Вам нужна помощь? | |||||
| manoshin@tula.net | | |||||
|
Отклики:
[7300] ;
|
| вл | |
Написать отклик Редактировать | |
| Тема: | Экзюпери+Крапивин | ||
| Заголовок: | Маленький принц | ||||
|
Этим текстом на экзамене по литературе я заработал «отлично». Здесь говорится об идее «Маленького принца» Экзюпери. По моему Крапивин является ярким примером преемственности этой идеи, поэтому предлагаю прочесть. Образ молодого человека в произведении Антуана Сент-Экзюпери «Маленький принц» и дальнейшая жизнь этого образа в произведениях В.П. Крапивина. Антуан Сент-Экзюпери- поэт, писатель, пилот. В 1944-м году не вернулся из боевого вылета. Рос в большой семье, у него был брат и несколько сестЈр. Большое место в своей жизни уделял дружбе. Леон Верт, Шарль Саллес, Марк Сабран, Луи де Бонви, Жорж Пелисье- это далеко не все его друзья. Обладал огромной волей и влиянием. Один из друзей потом говорил, что в его жалости к миру, наполненному несправедливостью, или даже- в его отвращении к беспорядку есть нечто от евангелия. В одном из писем самого писателя есть слова о дружбе: «Подлинная дружба не может обмануться». В «Цитадели» есть ещЈ слова: «И внезапно открывается храм, куда вступает один-единственный, но неисчислимый друг». Он считал, что в душе каждого человека можно отыскать друга. В этих цитатах заметна идеализация, своеобразное обожествление дружбы. Вот почему его друг, Леон Верт упомянул евангелие. «Маленького принца» он посвящает Леону Верту, когда он был маленьким. «Маленький принц»- это нравственно-философская сказка-притча. Маленький принц живЈт на планете, где нужно зорко следить за баобабами, выпалывать их вовремя. Смотрит на закаты и выращивает розу. Однажды решает путешествовать с планеты на планету. Встречает людей, которые занимают маленькие планетки. Размер планеток видно должен говорить о том, как мал мир каждого из таких людей. И действительно их внутренний мир невелик и чаще всего этот мир оказывается эгоистичен, и всегда ущербен. Король может повелевать только тем, что происходит не зависимо от него- восходом солнца, например. Честолюбец слышит только похвалы. Алкоголик пьЈт от того, что хочет забыть, что ему совестно пить, делец присвоил звЈзды, фонарщик каждые пять минут зажигает, и каждые пять минут гасит фонарь, так как его планета сильно быстро вращается. Географ учитывает горы, но ему всЈ равно- действующий ли это вулкан или потухший. Ему это не надо знать. Люди на Земле, те, что встречаются маленькому принцу, когда он прибывает, ничем от всех этих людей не отличаются- спешат в поездах, изобретают таблетки для экономии времени. Вообщим просто тратят свою жизнь впустую. Вот тут встречается принцу Лис, который говорит, что мир скучен, если ты не приручЈн и уговаривает принца приручить его. Речь идЈт, конечно, о дружбе. «Глядя на золотистые колосья пшеницы, я буду вспоминать тебя»- это слова скорее присущие самому автору, который видел смысл своей жизни в дружбе. Даже его жена, которую он поместил в сказку в виде розы упоминается в мемуарах сестры писателя в контексте перехода от мужской дружбы писателя к женской. Экзюпери специально выбрал форму подачи самого главного в повествовании в виде разговора с животным. Все изображаемые люди у него- во-первых взрослые(кроме маленького принца, конечно), во-вторых- изображены одной краской- осуждающей. Они не могут увидеть главного, эти вечно занятые взрослые, а Лис может, потому что он- нечто иное, чем заблуждающийся человек. Слова Лиса: -Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь… ты навсегда в ответе за тех, кого приручил… (((((Приручает не принц Лиса, а Лис- принца. Лис ведь говорит принцу как нужно приходить и во сколько. Думаю тут есть кусочек правды. Автор в дружбе хотел, чтобы про него не забывали, писали регулярно письма, слушали его стихи, романы- в любое время, когда ему самому было нужно. Он хотел быть нужным и очень хотел, чтобы нуждались в нЈм.)))) Повествование ведЈтся от лица пилота, который совершил аварийную посадку в пустыне. Тут-то пилот и встретился с маленьким принцем. Оказывается, что у них кончилась питьевая вода. После долгих поисков пилот отчаивается найти воду, но принц уверен в том, что они еЈ найдут и точно: они находят не просто родник, а целый колодец с ручкой и ведром! В этом эпизоде сокрыт философский смысл: пустыня- это образ нравственно омертвевшего взрослого общества (честолюбие, жадность- делец-, слабость воли- алкоголик, леность- фонарщик, безразличие- географ и пр…), вода в жаркой пустыне- это истина (оживляет путников) а колодец с этой водой волшебным способом отыскавшийся посреди пустыни- дружба. Дружба таком образом- это способ достижения самой Истины в окружающем выжженном взрослом настоящем. ПричЈм, такая искренняя, как в детстве. Не у каждого она бывает, но еЈ нужно ждать и в неЈ нужно верить. Вот что говорит Экзюпери. Дальше автор заставляет своего маленького принца совершить самоубийство. Дело в том, что оставленная им некогда планета кажется ему теперь брошенным раем, куда он стремиться вернуться из-за своей розы, теперь-то он понимает, что приручился к ней! (любимая принца изображается не человеком, а- цветком для того, чтобы, как и в случае с Лисом, показать, что эта любовь/дружба искренна- так искренна, что ведЈт к самой Истине). Для читающего же человека смысл эпизода, должно быть в том, что нужно убивать свои нравственные пороки дружбой, достигая рая тем самым прямо во время плотской жизни. Пилот в конце повествования просит, чтобы его утешили в его печали, когда маленький принц снова появится на Земле. То есть он подружился с принцем- приручился, принял философские взгляды Лиса и принца. Перед нами- образ молодого человека абсолютно не волнующегося о жизни среди людей, а наоборот, грезящих о своЈм оазисе (колодце дружбы) в пустыне нравственного порока и конечно- о расширении этого оазиса (колодца) до покрытия всего мира- наращиванием количества друзей. Кстати, стоит обратить внимание на этимологию слова «приручиться»- то есть «соединить руки в прикосновении, в телесном пожатии». Мне кажется, что в этом смысле слово не отвечает задаче автора, который хотел показать дружбу как нечто видимое только сердцем. В советской литературе второй половины 20-го века есть человек, которую эту идею подхватил. В силу личных, но и социальных причин. Это В.П. Крапивин. ВсЈ его творчество так же глубоко философично. Во всех произведениях Крапивина видна жажда- изменить безнравственный мир. В легенде о Командорах объясняется, почему на роль активных «изменителей» нехорошего мира выбраны мальчики. Они могут активно проводить преобразования, благодаря своей «чистоте». В фантастическом цикле «Великий кристалл» оружием будут являться их исключительные сверхвозможности (ради победы «добра» им будет позволено убивать людей), а в реализме Крапивина- сила и нетерпение. А процесс в котором это всЈ может воплотиться- борьба. Борьба со всеми, кто не такой. Таков роман Крапивина «Мальчик со шпагой», относящийся к реализму. Пред нами предстаЈт целая галерея людей, лишЈнных белых красок. Сплошь чЈрные и злые. Начальник лагеря, хулиганы, работники жековской и образовательной системы, просто бабка-кондуктор, которые, словно, действуют по единой программе: 1. Найти хороших детей, 2.причинить им как можно больше вреда. Поэтому они начинают «налипать» друг на друга, не очень-то отличаясь друг от друга, объединяясь с единственной целью- разрушить счастье детей. Ни единого объяснения почему они такие Крапивин нам не даЈт. Разве можно придумать мишень для активного истребления лучше? В фантастическом романе «Голубятня на жЈлтой поляне» никто не хочет вести переговоров с Теми, кто велит- инопланетянами нуждающимися в искорке жизни, которая есть у детей. Дети заботятся только о том, как бы уничтожить этих Тех, кто велит, потому что они мешают их счастью. Счастью дружить. Как мне кажется, в образе такого молодого человека слишком много нетерпения и неразборчивости. У Экзюпери в «Маленьком принце» тоже можно наблюдать такое нетерпение, только работает оно не наружу- «уничтожить всех плохих», а внутрь- «убежать и быть вместе с другом и испытывать счастье», «верить в дружбу и спастись ей» и конечно- «завести нового друга, для того, чтобы поделиться достигнутым, радостью». Однако, это уже походит на гедонизм. ОбобщЈнный образ молодого человека раскрывается в виде обожествлЈнного и нетерпимого борца или безразличного гедониста. У такого молодого человека нет семьи. Он замкнут, отвЈрнут от общества, вся духовная жизнь воплощается в поисках дружбы с таким же одиноким существом. И вот ещЈ один особый вид молодого человека- ему может быть и сорок и тридцать, но в душе ему всегда 12- это взрослый со взглядами ребЈнка, то есть преображЈнный, новообращЈнный человек. У Крапивина этот образ присутствует почти в каждом его произведении, как проповедуется (Командоры и целые города). У Экзюпери этот образ тоже присутствует. Это пилот, от которого ведЈтся повествование. Он как бы рождается заново, повстречавшись с маленьким принцем, понимает, что на самом деле важно. И превращается в того, кто видит невидимое, то есть дружбу, которая ведЈт к «спасению» из пустыни безнравственности. Это образ инфантильного молодого человека, болеющего дружбой. Он, как мне кажется, присущ и Крапивину и Сент-Экзюпери. | |||||
| vl-k@mail.ru | | |||||
|
Отклики:
[7235] Но я был слишком молод, я еще не умел любить. (Сент-Экзюпери);
[7236] И только-то?;
[7329] Факты, а не домыслы;
|
| Следующий лист |
| Русская фантастика =>Литературные форумы =>Web Форум "Творчество Владислава Крапивина |